Настоящий стандарт распространяется на проектируемые транспортно-логистические
центры, а также на грузовые терминалы, подлежащие модернизации и реконструкции
в транспортно-логистические центры.
Стандарт устанавливает: — требования к техническому оснащению
транспортно-логистического центра; — требования к оказанию
транспортно-экспедиционных услуг в транспортно-логистическом центре; — порядок
определения класса транспортно-логистического центра. Требования стандарта
направлены на повышение уровня технического оснащения транспортно-логистических
центров, эффективности их функционирования и качества оказания
транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СТБ/ПР

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Требования к техническому оснащению.

Порядок определения класса

ТРАНСПАРТНА-ЛАГIСТЫЧНЫ ЦЭНТР

Патрабаваннiда тэхнiчнага аснашчэння.

Парадак вызначэння класу

Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения

Госстандарт

Минск

УДК МКС 03.220.20 КП

Ключевые слова: транспортно-логистический центр, техническое оснащение,
транспортно-экспедиционное обслуживание, минимальные требования, категории,
порядок определения

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и
управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены
Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»

1 РАЗРАБОТАН республиканским унитарным предприятием «Белорусский
научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (БелНИИТ
«Транстехника»)

ВНЕСЕН Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики
Беларусь от 20 г. №

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в
качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

1 Область
применения………………………………………………………………………………………………………….
1

2 Нормативные
ссылки…………………………………………………………………………………………………………
1

3 Термины и
определения……………………………………………………………………………………………………
2

4 Общие
положения………………………………………………………………………………………………………………
2

5 Требования к техническому оснащению транспортно-логистического
центра…………….. 2

6 Требования к оказанию транспортно-экспедиционных
услуг………………………………………… 3

7 Порядок определения класса транспортно-логистического
центра………………………………. 5

Библиография……………………………………………………………………………………………………………………….
7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Требования к техническому оснащению.

Порядок определения класса

ТРАНСПАРТНА-ЛАГIСТЫЧНЫ ЦЭНТР

Патрабаваннiда тэхнiчнага аснашчэння.

Парадак вызначэння класу

Thetransportlogisticalcenter

Requirements to a hardware. The order of definition of a class

Дата введения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектируемые транспортно-логистические
центры, а также на грузовые терминалы, подлежащие модернизации и реконструкции
в транспортно-логистические центры.

Стандарт устанавливает:

— требования к техническому оснащению транспортно-логистического центра;

— требования к оказанию транспортно-экспедиционных услуг в
транспортно-логистическом центре;

— порядок определения класса транспортно-логистического центра.

Требования стандарта направлены на повышение уровня технического оснащения
транспортно-логистических центров, эффективности их функционирования и качества
оказания транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь.

Настоящий стандарт предназначен для субъектов хозяйствования, осуществляющих
или намеренных осуществлять транспортно-логистическую деятельность, а также для
всех органов государственного управления, призванных регулировать
взаимоотношения между участниками транспортно-логистической деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

СТБ 1487-2004 Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Термины
и определения

СТБ ХХХ-2010 Логистическая деятельность. Термины и определения

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие технических нормативных правовых актов в области технического
нормирования и стандартизации (далее – ТНПА) по каталогу, составленному по
состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным
указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим
стандартом, следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если
ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

____________________________________________________________________________

Проект

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины и их определения установленные в СТБ
1487, СТБ ХХХ.

4 Общие положения

4.1Транспортно-логистические центры подразделяются на классы А, В, С.

4.2Класс транспортно-логистического центра устанавливается в зависимости от
обязательных и дополнительных параметров его технического оснащения,
коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг и
коэффициента использования контрактной логистики.

4.3К классу А относятся транспортно-логистические центры имеющие:

— техническое оснащение на уровне обязательных параметров;

— балльную оценку значений дополнительных параметров технического оснащения 30
баллов и выше;

— значения коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных
услуг и коэффициента использования контрактной логистики выше минимальных.

4.4К классу В относятся транспортно-логистические центры имеющие:

— техническое оснащение на уровне обязательных параметров;

— балльную оценку значений дополнительных параметров технического оснащения от
10 до 30 баллов;

— значения коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных
услуг и коэффициента использования контрактной логистики выше минимальных.

4.5К классу С относятся транспортно-логистические центры имеющие:

— техническое оснащение на уровне обязательных параметров;

— минимальные значения дополнительных параметров;

— минимальные значения коэффициента комплексности оказываемых
транспортно-экспедиционных услуг и коэффициента использования контрактной
логистики.

5 Требования к техническому оснащению транспортно-логистического центра

5.1К обязательным параметрам технического оснащения транспортно-логистического
центра относятся:

— автоматизированные системы складского учета товарно-материальных ценностей;

— многоярусное стеллажное хранение грузов;

— наличие современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и
транспортно-складских операций по переработке грузов: башенных кранов на
автомобильном ходу, роботов-манипуляторов, автоматизированных штабелеров;

— расположение на территории транспортно-логистического центра структурных
подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [1];

— расположение на территории транспортно-логистического центра страховых
компаний и банков или их филиалов [1];

– подъездные пути автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта
[2], [3], [4];

— крытые отапливаемые склады с анти-пылевым покрытием пола, высотой потолка от
10 до 12 м, и нагрузкой на пол от 6 до 8 т/м2 [5], [6];

— охраняемая территория для парковки и отстоя автопоездов;

— контейнерный терминал для обработки большегрузных контейнеров;

— станция технического обслуживания автотранспортных средств, автозаправочная
станция и автомойка.

— административно-деловой и выставочный центр, объекты оптовой и розничной
торговли, гостиничный комплекс и предприятия общественного питания (на
транспортно-логистических центрах класса А)

5.2 К дополнительным параметрам технического оснащения
транспортно-логистического центра относятся:

— общая площадь территории, занимаемая транспортно-логистическим центром;

— площадь, примыкающего к территории транспортно-логистического центра
земельного участка, на котором возможно его дальнейшее развитие [7];

— общая площадь крытых складских помещений и открытых площадок для хранения
грузов;

— площадь контейнерной площадки по обработке большегрузных контейнеров;

— суммарная емкость складов транспортно-логистического центра;

— коэффициент, характеризующий долю проездов и определяемый отношением
площади, занимаемой проездами к общей площади транспортно-логистического центра;

— доля крытых складов, в которых используется многоярусное стеллажное хранение
грузов.

5.3 На территории транспортно-логистического центра могут располагаться
торгово-деловые центры, склады временного хранения, склады общего пользования,
таможенные и товарные склады.

5.4 Проезды для автотранспортных средств на территории
транспортно-логистического центра должны обеспечивать беспрепятственное
маневрирование и подъезд к пунктам погрузки-разгрузки [8].

5.5 Минимальные значения дополнительных параметров технического оснащения
транспортно-логистического центра приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Минимальные значения дополнительных параметров
технического оснащения транспортно-логистического центра

Наименование параметра

Значение
параметра

Общая площадь территории, га

10

Площадь, примыкающего земельного участка, га

70

Общая площадь крытых складских помещений, м2

20000

Общая площадь открытых площадок для хранения грузов, м2

10000

Площадь контейнерной площадки предназначенной для обработки большегрузных
контейнеров, м2

15000

Суммарная емкость складов, т

50000

Коэффициент, характеризующий долю проездов

0,4

Доля крытых складов, в которых используется многоярусное стеллажное хранение
грузов

0,5

6 Требования к оказанию транспортно-экспедиционных услуг

6.1 В соответствии с законодательством [9] транспортно-логистические центры
могут оказывать клиентам следующие транспортно-экспедиционные услуги:

— услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза,
упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;

— услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения
погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной
перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление
необходимых для этих целей приспособлений;

— организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;

— оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов,
необходимых для выполнения перевозки груза;

— сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его
сохранности;

— заключение договоров страхования груза;

— согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза
несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;

— консолидация и деконсолидация отправок грузов;

— представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;

— проверка количества мест, массы и состояния груза;

— хранение груза;

— прием груза в пункте назначения;

— уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми
транспортно-экспедиционными услугами;

— осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;

— консультирование по вопросам организации перевозок грузов;

— оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза;

— иные услуги, связанные с перевозкой груза.

6.2 Транспортно-логистические центры должны обеспечивать комплексность
оказываемых транспортно-экспедиционных услуг, которая характеризуется
соответствующим коэффициентом, определяемым по формуле

(1)

где — коэффициент комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг;

— фактическое число оказываемых на постоянной основе
транспортно-экспедиционных услуг;

— общее число транспортно-экспедиционных услуг, которые возможно оказывать
клиентам в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.3 Коэффициент комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг
может быть меньше 1 (наиболее распространенный случай), равен 1 или больше 1, в
случае, когда транспортно-логистический центр оказывает дополнительные услуги,
не указанные в 6.1.

6.4 Минимальное значение коэффициента комплексности оказываемых
транспортно-экспедиционных услуг может быть не менее 0,6.

6.5 Степень контрактного транспортно-логистического обслуживания
характеризуется коэффициентом использования контрактной логистикиКк., который
рассчитывается по формуле

(2)

где — суммарные доходы от оказания транспортно-логистических услуг при
использовании контрактной логистики, руб.;

— суммарные доходы транспортно-логистического центра от оказания
транспортно-логистических услуг, руб.

6.6 Минимальное значение коэффициента использования контрактной логистики
может быть не менее 0,5.

7 Порядок определения класса транспортно-логистического центра

7.1Класстранспортно-логистического центра устанавливается на основании его
технического паспорта.

7.2 Технический паспорт транспортно-логистического центра должен включать
сведения о наличии обязательных параметров технического состояния, а также
значения дополнительных параметров, коэффициента комплексности оказываемых
транспортно-экспедиционных услугКусл и коэффициента использования контрактной
логистикиКк.

7.3 Транспортно-логистический центр, имеющий техническое оснащение на уровне
обязательных параметров, а также минимальные значения дополнительных
параметров, коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных
услуг и коэффициента использования контрактной логистики, относится к классу С.

7.4 Транспортно-логистические центры класса А или В определяются на основе
балльной оценки. Суммарное количество балловБТЛЦ для конкретного
транспортно-логистического центра рассчитывается по формуле

(3)

где -ранг (вес) -го дополнительного параметра транспортно-логистического
центра;

-фактическое значение -го дополнительного параметра транспортно-логистического
центра;

-минимальное значение -го дополнительного параметра транспортно-логистического
центра;

— количество дополнительных параметров в системе балльной оценки
транспортно-логистического центра.

7.5 Ранги (веса) дополнительных параметров транспортно-логистического центра
приведены в таблице 2.

7.6Транспортно-логистические центры, имеющие балльную оценку 30 баллов и
более, относятся к классу А.

7.7 Транспортно-логистические центры, имеющие балльную оценку от 10 до 30
баллов, относятся к классу В.

7.8 Пример расчета балльной оценки транспортно-логистического центра приведен
в таблице 3. На основании выполненных в таблице 3 расчетов,
транспортно-логистический центр необходимо отнести к классу А.

Таблица 2 — Ранги (веса) дополнительных параметров транспортно-логистического
центра

Наименование параметра

Значение ранга
(веса) параметра

Общая площадь территории

1,0

Общая площадь крытых складских помещений

1,2

Общая площадь открытых площадок для хранения грузов

1,1

Площадь контейнерной площадки предназначенной для обработки большегрузных
контейнеров

1,3

Суммарная емкость складов

1,0

Коэффициент, характеризующий долю проездов

1,1

Коэффициент комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг

1,2

Коэффициент использования контрактного транспортно-логистического обслуживания

1,5

Доля крытых складов, в которых используется многоярусное стеллажное хранение
грузов

1,8

Таблица 3 — Расчет балльной оценки транспортно-логистического центра (пример)

Наименование параметра

Значение
фактического
параметра

Минимальное
значение
параметра

Значение ранга (веса) параметра

Балльная
оценка
параметра

Общая площадь территории, га

80

10

1,0

8,0

Общая площадь крытых складских помещений, м2

150000

20000

1,2

9,0

Общая площадь открытых площадок для хранения грузов, м2

20000

10000

1,1

2,2

Площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных
контейнеров, м2

20000

15000

1,3

1,7

Суммарная емкость складов, т

400000

50000

1,0

8,0

Коэффициент, характеризующий долю проездов

0,5

0,4

1,1

0,9

Коэффициент комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг

1,0

0,9

1,2

1,3

Коэффициент использования контрактного транспортно-логистического обслуживания

0,8

0,5

1,5

2,4

Доля крытых складов, в которых используется многоярусное стеллажное хранение
грузов

0,8

0,5

1,8

2,9

ИТОГО

36,4

Библиография

[1] Строительные нормы и правила Республики Беларусь

СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»

[2] Строительные нормы и правила Республики Беларусь

СНиП 3.06.03 – 85 «Автомобильные дороги»

[3] Строительные нормы Республики Беларусь

СНБ 3.03.01-98 «Железные дороги»

[4] Строительные нормы и правила Республики Беларусь

СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт»

[5] Строительные нормы и правила Республики Беларусь

СНиП 2.09.02-85 «Производственные здания»

[6] Строительные нормы и правила Республики Беларусь

СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий»

[7] Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З

[8] Строительные нормы и правила Республики Беларусь

СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий»

[9] Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от
13 июня 2006 г.№ 124-З

Первый заместитель генерального

директора БелНИИТ «Транстехника»

канд. техн. наук __________________ В.С.Миленький

Заведующий отделом сертификации,

стандартизации и метрологии __________________ Д.Н.Коваль

Заведующий отделом

транспортной логистики __________________ А.Н.Кулеш

Старший научный сотрудник

канд. техн. наук __________________ В.Д.Чижонок

Нормоконтролер __________________ Н.Ф.Писарчик