Министр сообщения Анрийс Матисс приехал в Минск на Международную выставку
«Транспорт & Логистика», чтобы убедить представителей крупнейших китайских
транспортных и логистических компаний направлять идущие через Беларусь
грузопотоки «Шелкового пути» в Рижский порт. Представители Литвы прилагают все
усилия, чтобы китайские грузы шли через Клайпеду. Пока Латвию опередили:
сегодня китайцы улетели смотреть литовский порт. Министр Матисс и
вице-президент Latvijas Dzelzceļš Эрик Шмукстс объяснили, почему у Риги еще
есть шансы.
Формально до Клайпеды от Минска чуть ближе чем от Риги – 500 км против 700 км.
Но если учесть весь путь товара до Китая – около 10 тысяч километров – эта
разница ничтожна. Еще одно преимущество литовцев – их Клайпедский порт
принадлежит государству, а стало быть все стратегические решения принимаются
очень быстро. В нашем Рижском порту все решения надо согласовывать с
самоуправлением Риги. У литовцев в каждой из стратегических стран «Шелкового
пути» – Китае, Казахстане и Беларуси – сидит по транспортному атташе. У Латвии
подобная роскошь бюджетом не предусмотрена, несмотря на настоятельные просьбы
министерства.

Сегодня Анрийс Матисс встречался с гендиректором компании China Merchants
Group — второй по величине в мире, среди обслуживающих портовые инфраструктуры
и перевозки компаний. Они вкладывают 500 млн долларов в строительство под
Минском крупного логистического центра и индустриального парка «Великий
камень», но нуждаются в выходах к морю.

«На переговорах я постарался донести мысль, что у нас есть существенные
преимущества перед литовцами, — сообщил министр. — Рига – самый большой порт в
Балтийских странах, у нас есть большое количество свободных площадей, на
которых возможна постройка терминалов непосредственно в собственность китайских
предпринимателей. У нас есть крупнейший авиаузел. Наш порт глубже – 18 метров
против их 14 метров. Надеюсь, в следующем году мы откроем прямой авиарейс в
Китай, что немаловажно для бизнесменов. У нас также очень конкурентоспособные
соединения по железной дороге с Беларусью. Итого, мы можем предложить более
качественные услуги».

Также Анрийс Матисс встречался с руководителем бюро китайской
железнодорожно-строительной компании CREC, которая тоже работает в проекте
«Великий камень». «Если китайские терминалы в Риге будут построены, то CREC
очень заинтересован войти в этот проект, — уверен министр. — И не только в
этот, но и другие проекты по строительству, реконструкции и электрификации
железных дорог. В том числе, их очень интересует возможность приобщиться к
проекту Rail Baltica».

«У литовцев нет никаких преимуществ, — еще увереннее заявил вице-президент
Latvijas Dzelzceļš Эрик Шмукстс. — Одни минусы! Помимо всего прочего, у нас
есть прямое железнодорожное пересечение с Россией, а литовцы могут переваливать
грузы только через Беларусь. И зачастую это не просто – они даже вынуждены
гнать грузы через Латвию. На стороне литовцев – активность! Мы ее утратили.
Литовцы обмениваются визитами на самом высоком уровне. А у китайцев есть
специфика, они могут работать с кем-то только после визита больших боссов. Пока
их партия не скажет «надо» – они никогда не ответят «есть!».

Теперь у Латвии появился еще один козырь перед литовцами в борьбе за китайцев
– вчера латвийский посол Мартыньш Вирсис получил полномочия от президента
Лукашенко, чтобы начать работу в Беларуси. Его прошлым постом был Вильнюс, где
он имел возможность перенять опыт и стратегии быстрых и настойчивых литовцев.
Будем надеяться, что Латвии это пойдет на пользу.