Рынок грузоперевозок: анализ и прогнозы на будущее

Несмотря на оптимистичные заверения об успешном преодолении самых острых
кризисных последствий, все говорит об обратном.

Структура рынка грузоперевозок в России. Доля авиации ничтожно мала

Сюда традиционно входит сразу несколько видов: железнодорожный,
трубопроводный, автомобильный, морской, воздушный. Если рассматривать объемы в
натуральном выражении, то доля авиации ничтожно мала, выражается в сотых долях
процента и особого влияния на ситуацию не оказывает.

Данные, которые публикуются Росстатом, также не являются абсолютными, так как
в силу понятных причин многие компании искажают данные с целью сокрытия
истинного товарооборота и ухода от налогов. Тем не менее, понятно, что порядка
95% рынка грузоперевозок (если исключить трубопроводы из анализа) занимают
железнодорожные и автомобильные.

В последние годы заметно увеличилась доля ж/д транспорта. Это объясняется
более низкой себестоимостью, более выгодными тарифами для международных
поставок (они часто вдвое ниже внутренних). По общему объему автомобили
лидируют, показывая объемы, превышающие 60%, но это исключительно за счет
внутригородского и районного оборота на короткие расстояния, что составляет
только 5% от общего показателя по стране.

Анализ рынка грузоперевозок

Существенно отразилась на отрасли нестабильность в послекризисные годы, рост
конкуренции и падение общего спроса на логистику. Тем не менее, за последние
3-4 года лидеры заметно прибавили. Общий прирост объемов перевозимых грузов
ежегодно составлял 3-5%. Морские и внутренние водные перемещения при этом
составляли в совокупности до 3,5%.

Большее внимание уделяется развитию железнодорожного сектора. Это
отличительная особенность российского рынка грузоперевозок. Для больших
расстояний это самый оперативный и экономичный вид доставки, в особенности это
качается добывающих и промышленных предприятий. Зачастую места обработки сырья
и его добычи значительно удалены друг от друга, и оптимально использовать
именно железную дорогу.

Несмотря на это, рынок грузоперевозок активно развивается и с помощью
большегрузных машин. Не везде есть возможность использовать вагоны, тем самым
достигается высокая скорость и мобильность. К преимуществам данного вида
поставок также можно отнести срочность, хорошую сохранность, возможность
адресной доставки «до двери».

Повышается качество услуг, с этой целью логистические компании включают
дополнительные предложения по растаможке, сопровождению и оформлению.
Государство разрабатывает программы по переоборудованию и ремонту дорог,
владельцы регулярно обновляют парк машин.

Новые реалии

Введение экономических санкций, в том числе ответных ограничительных мер,
неизбежно скажутся на рынке грузоперевозок в России. Это не обязательно будет
снижение объемов, хотя поток из Европы заметно упадет. В первую очередь должно
оживиться сообщение внутри страны. К примеру, на порядок увеличатся поставки
морепродуктов с Дальнего Востока, еще более возрастет импорт из стран Азии.

Ближайшие годы обещают быть чрезвычайно сложными. Даже до изменений в
политической ситуации Минэкономразвития несколько раз ухудшало собственные
прогнозы темпов роста на ближайшие периоды, которые все больше стремятся к
нулю. Помимо стагнации неизбежна высокая инфляция, ослабление рубля, рост цен.

Основными стимулирующими факторами продолжат оставаться гибкая тарификация, в
том числе и с государственной поддержкой, интермодальность, освоение новых
направлений, использование новых технологий и техники.

Государство как основной регулятор. Увеличение перевозок РЖД

Пока на рынке грузоперевозок относительное благополучие, потому что в основном
еще не заработали ограничительные механизмы. Однако ни официальные прогнозы
(которые, как правило, оптимистичней реалий в разы), ни показатели ВВП не
радуют. Не случайно чиновники сегодня отказываются даже от краткосрочных
прогнозов.

Инфляция в стране выше средней по Европе в разы, а ранее сделанные обещания
Путина о росте экономики на 3-5% ежегодно не выполняются. Для их выполнения
нужны десятки триллионов, именно столько сейчас потребуется для поддержания
того же Крыма. Поэтому несложно предсказать, что рынок грузоперевозок ожидают
сложности.

В 2015 ожидать можно незначительного увеличения перевозок на РЖД (до 2,3
миллиардов тонн), большегрузных машин (до 1,8 млрд. в абсолютном значении и до
140 млрд. т общего оборота), возрастет роль внутренних водных коммерческих
сообщений. Постепенное развитие мощностей российских портов позволит частично
отказаться от услуг иностранных.

Похожие записи