Главные события китайской логистики в 2013 году

В 2013 году в Китае реализовано немало проектов логистической и внешнеторговой
направленности. Крупных среди них было не так много, как раньше — из-за проблем
в экономике. Тем не менее, как и всегда, это были хорошо продуманные,
рассчитанные на долгие годы развития проекты и запуск каждого из них был важным
событием. А одно из них даже стало беспрецедентным.

Железные дороги

Примером типичного китайского подхода к делу является электрификация 4100-км
участка новой Евроазиатской трансконтинентальной ж/д магистрали от
восточно-китайского г. Ляньюньган до КПП Алашанькоу на границе Казахстан-КНР.
Работы по электрификации начались в 1978 году, когда китайского экономического
чуда никто и представить не мог. Официальное открытие движения поездов по
электрифицированной железнодорожной магистрали Ланьчжоу — Урумчи состоялось на
рубеже 2012-2013 года. Евроазиатская трансконтинентальная железнодорожная
магистраль начинается в Ляньюньгане, завершается в Роттердаме и считается одним
из кратчайших путей из Китая в Европу.

Из других железнодорожных проектов, которые не реализовались бы без участия
Китая, следует отметитьвновь открытый переход Махалино – Хуньчунь, по которому
первый состав с углём из России проследовал 17 декабря 2013 года.

Восстановление погранперехода после почти 10-летнего простоя стало возможным
после того, Китай подтвердил готовность забирать ежегодно порядка 2 млн. грузов.

Пока речь идёт только о перевозках угля. В будущем, может быть, будут
транспортироваться товары контейнерами из северо-восточных провинций Китая, в
дальневосточные порты, к Японскому морю.

Харбинские проекты

Событием во внешнеторговых связях с Россией можно считать, с учётом специфики
товарообмена между странами, и открытие в начале 2013 года в Харбине первого
бондового склада для оптимизации вывоза древесины в Китай. Бондовый склад
площадью 270 тыс. м² работает при китайско-российском центре торговли
древесиной в государственной зоне экономическо-технологического освоения
«Биньси». Все необходимые процедуры для обеспечения импорта древесины можно
теперь осуществлять на одном складе: это значительно облегчает работу китайским
предпринимателям, которые раньше вынуждены были тратить время и средства на
контрольно-пропускных пунктах.

Также в этом году был организован первый грузовой авиарейс из Харбина
(провинция Хэйлунцзян) в Екатеринбург. Это был не просто самолёт с посылками, а
серьёзное событие, знаменующее официальное начало действия торгового коридора
между РФ и Харбином. В не очень отдалённой перспективе китайцы планируют
сформировать транспортный коридор уже с участием сухопутного и водного
транспорта и тогда Харбин (и, шире, пров. Хэйлунцзян) станет ключевым пунктом в
торговле с Россией, что гораздо рациональнее, чем традиционная доставка грузов
через Пекин.

Вероятно, в рамках того же проекта, в городе Хэйхэ (пров. Хэйлунцзян) 1 мая
2013 года было решено, что местные жители смогут ежедневно беспошлинно ввозить
в Китай товары общей стоимостью 1302$. Это, по замыслу китайской администрации,
должно помогать развитию приграничной торговли, прежде всего, между жителями
Хэйхэ и Благовещенска, но и на общем характере торговых отношений между
странами скажется положительно.

И всё же проектов, которые бы способствовали интенсификации торговых отношений
между Россией и КНР, очень мало, в основном, они касаются перекачки сырья с
запада на восток, сложившуюся неблагоприятную для нашей страны структуру
внешней торговли не меняют.

По сравнению с тем, как действует Китай на других направлениях, сотрудничество
с Россией выглядит несколько архаично и скудновато.

Договоры и зоны

Эпохальным событием текущего года стало подписание между КНР и ЕС соглашений о
свободной торговле. Швейцария первая из континентальных стран Европы,
решившаяся на свободную торговлю с Поднебесной. Переговоры по этому вопросу
велись 2 года. Китай, видимо, интересуют высокотехнологичные товары из
Швейцарии, а для Швейцарии Китай – третий после ЕС и США торговый партнёр.
Ранее Китай подписал соглашение о свободной торговле с Исландией, но здесь
важную роль сыграл интерес к малоосвоенным территориям Севера.

Соглашение о свободной торговле с европейскими странами, особенно со
Швейцарией, — продолжение китайской стратегии зон свободной торговли. Китай уже
имеет соглашения о свободной торговле с 19 странами и объединениями мира и
ведёт переговоры ещё с десятком стран. В данном случае Китай следует в русле
наиболее актуального тренда – внеполитической интеграции стран, т. е.
объединения их на экономической основе.

Сходной стратегии сейчас придерживаются США и ЕС, ведущие переговоры о
формировании общего рынка (TTIP); США одновременно форсирует процесс
переговоров в рамках транстихоокеанского партнёрства (TPP).

Но, несмотря на активную организационную ВЭД-деятельность, самые гигантские и
перспективный проекты Китай реализует на своей территории.

Открытие экспериментальной Шанхайской зоны свободной торговли 29 сентября –
это, возможно, главное событие года в Китае. Это не просто свободная
экономическая зона, а платформа для модернизации существующей экономической
системы страны, своеобразный испытательный полигон реформ. Шанхайский
эксперимент рассчитан на 10 лет.

К настоящему времени в Шанхайской ЗСТ зарегистрировано более 800 предприятий,
порядка 60% из которых осуществляют экспортно-импортные операции, 30% относятся
к отрасли услуг; около 2% -финансовые учреждения, банки.

Официально обнародованные властями КНР цели создания ШЗСТ — либерализация
торговли, либерализация инвестиций, интернационализация капитала,
рационализация управления. Процесс формирования Шанхайской зоны свободной
торговли характеризуется властями Китая как «второе вхождение в ВТО»,
подразумевается, что первое вхождение не более чем формальное присоединение, а
сейчас Китай входит в ВТО как полноправный участник, один из лидеров мировой
экономики.

В ШЗСТ особое внимание уделяется развитию сферы финансовых услуг, отрасли
транспортировки и логистики, торговле, и формированию социальной
инфраструктуры. Но именно финансовый и логистический сектор Шанхайской зоны
свободной торговли – основные.

Здесь обкатывается реформа конвертируемости юаня, апробируются механизмы
валютного регулирования, проводится либерализация трансграничного
финансирования с целью создания оффшорного финансового рынка в юанях для
укрепления конкурентоспособности валюты.

Логистическим сердцем ШЗСТ является глубоководный порт Яншань (район Пудун) в
комплексе с четырьмя таможенными зонами: ЗСТ Вайгаоцяо, таможенно-логистический
комплекс Вайгаоцяо, сектор порто-франко МТП Яншань, коплексная ЗСТ
Международного аэропорта Пудун.

Собственно, Шанхайский проект был задуман во многом как конкурент Гонконга,
одного из ключевых центров мировой логистики.

При этом ШЗСТ в большей степени именно центр водного транспорта, то есть в
основе его – трансокеанские морские грузоперевозки.

Как китайские, так и иностранные эксперты предостерегают, что Шанхайская зона
свободной торговли может быть успешной, но опыт её будет невозможно применить в
масштабах всего Китая. Однако оппоненты возражают, так как в 1980-е гг.
подобный эксперимент уже проводился. Современный экономический бум в Китае
готовился в Шэньчжень и его опыт для Китая оказался вполне удачным. Но
шанхайский эксперимент всё же более масштабный и глубокий.

Евгений Новожилов

Похожие записи