Спад, несомненно, вызван экономической нестабильностью в стране. Высокая
инфляция, ослабление рубля, внешнеторговые ограничения, сокращение грузовой
базы — здесь целый комплекс причин.

На рынке логистической отрасли стали очевидны ряд тенденций.В настоящее время
происходит определенная переориентация транспортно-логистической отрасли с
западной части России на регионы юга и Дальнего Востока. Это связано, прежде
всего, с внешнеполитическими событиями и изменением товарных потоков, поскольку
основными торгово-экономическими партнерами России становятся Китай и другие
страны Юго-Восточной Азии.

Как следствие, снижается уровень востребованности складских помещений в
традиционных центрах логистических операций — Москве и Санкт-Петербурге.
Например, в Северной столице в прошлом году было введено в эксплуатацию более
10 крупных складских комплексов, и на сегодняшний день вакантность складских
площадей довольно высокая. Эксперты рынка полагают, что десятая часть складов в
Санкт-Петербурге к концу текущего года будет пустовать. В Москве сейчас тоже не
наблюдается дефицита складских площадей.

Кроме того, участники всё больше стремятся к оптимизации логистических
процессов и связанных с ними расходов. Это касается не только операторов, но и
грузоотправителей. В частности, промышленные предприятия сейчас оптимизируют
свои структуры и отдают на аутсорсинг логистические функции, которые ранее
выполняли их собственные подразделения.

Если говорить о складской логистике, то в последнее время наметилась тенденция
изменения взаимоотношений между грузовладельцами и собственниками складских
площадей, которые всё чаще работают без посредников и заключают прямые договора
аренды, нередко долгосрочные -на 5-10 лет. Это дает грузовладельцам возможность
сократить расходына посреднических услугах операторов и обеспечить себе
стабильность.

Сложнее всего сегодня придется некрупным и начинающим компаниям, которые в
силу своей неконкурентоспособности будут вынуждены покинуть рынок или
консолидироваться с крупными и более успешными игроками. Конкуренция на рынке
достаточно жесткая. Процесс консолидации и укрупнения игроков на логистическом
рынке идет уже давно, и неэффективных компаний практически не осталось. Другой
вопрос, что условия меняются, и эффективность теперь надо доказывать в условиях
кризиса.

Вероятно, очень непросто придется мелким складским операторам, которые
присутствуют на рынке недавно. У перевозчиков ситуация более определенная, их
рынок более менее структурирован. «На плаву» удержатся те, кто хорошо
подготовился к кризису. Те компании, которые оптимизировали свои расходы,
численность персонала, не набрали долгов, те, у которых есть четкая стратегия
развития.

Кризис не означает, что произойдет резкое схлопывание рынка, что все рухнет и
жизнь остановится. Да, в прошлом году произошло резкое сокращение импорта,
обусловившее некоторый спад в логистической отрасли. Но есть вероятность, что
вырастет экспортный поток. Как отмечают эксперты,ослабление рубля стимулирует
экспорт, а он, соответственно,покрывает снижение импорта. Другое дело, что
экспортные возможности страны пока ограничены и не могут равноценно
компенсировать логистическим операторам потери от сокращения импорта.

Главным фактором выживания в кризисных условиях является возможность гибко
подстроиться под конъюнктуру рынка, обеспечить комплексный подход, предоставить
клиентам весь комплекс услуг. Сегодня не все операторы могут предоставить
комплексный сервис. У одних компаний транспорт на аутсорсинге,у других нет
собственных складских площадей, третьи не имеют лицензии таможенного
представителя. Таких компаний, в которых клиенты могут получить весь комплекс
услуг, немного.

Российский рынок достаточно большой и разнообразный,и проседать в кризис он
будет неравномерно. В каком-то сегменте объемы сократятся, ав каком-то,
возможно, вырастут. Например, в сегменте логистики, связанном с
интернет-торговлей, уверен, как минимум не произойдет спада. В кризис люди
будут стремиться купить товары подешевле, и, следовательно, аудитория
интернет-магазинов должна вырасти. Но совершенно очевидно, что с наименьшими
потерями кризис переживут крупные клиентоориентированные компании, имеющие
качественный сервис и хорошую репутацию.

City Express — один из крупнейших российских операторов экспресс-доставки.
Компания осуществляет свою деятельность с 1993 года и является членом Гильдии
логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты и Ассоциации
негосударственных операторов почтовой связи (АНОПС). City Express имеет более
80 собственных представительств на территории России и предоставляет услуги
более 50 000 клиентам: от мировых компаний и международных организаций до
представителей малого и среднего бизнеса и частных лиц. Алексей Кичатов,
генральный директор
City Express