Рост грузоперевозок из Евросоюза в Беларусь и Украину не компенсирует падения импорта в Россию

Положительная динамика импорта в Украину и Республику Беларусь (+14% и +25%
соответственно) не в состоянии были компенсировать в физическом выражении
сокращения импорта в РФ. (Здесь и далее – по данным Eurostst, обработка данных
– Департамент маркетинга ГК TELS.)

Из стран Евросоюза в Российскую Федерацию за январь-февраль 2015 года на 4-х
видах транспорта (авто, ж/д, авиа, море) было доставлено 2344 тыс. т грузов,
что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение
грузоперевозок произошло на всех видах транспорта: динамика сокращения
перевозок авто, ж/д и морем была примерно одинаковой – на 38-42%, авиаперевозки
снизились на 21%. На авиатранспорте, как правило, перевозят значительно более
дорогостоящие грузы, что отчасти объясняет, почему в стоимостном выражении
импорт в РФ сократился только 33% (до 10779 млн евро).

Сокращение импорта в Российскую Федерацию из стран Евросоюза обусловлено рядом
негативных факторов. Помимо основной причины – общей рецессии мировой экономики
и сокращения спроса на рынке России, грузооборот снизили взаимные санкции.

Санкции Евросоюза против Российской Федерации в 2014 году очень существенно
ограничили доступ российских банков к европейским капиталам, что в свою очередь
сократило инвестиционный потенциал российской экономики, снизив спрос на
импортные товары и оборудование. Вместе с этим было введено ограничение на
поставк в Россию некоторых видов оборудования и технологий , что еще больше
сократило потребительский потенциал российской промышленности.

Рост курса рубля по отношении к евро с конца 2014 года в сильной степени
повлиял на импорт потребительских товаров – они стали значительно дороже для
российского покупателя. Ответные санкции России, ограничивающие импорт
продовольствия из ряда стран, начиная с IV квартала 2014 года также значительно
сократили импортный грузопоток из некоторых стран ЕС.

Украина за рассматриваемый период импортировала из Евросоюза на 14% больше
грузов – 1294 тыс. т. Ярко выраженным трендом на этом рынке международных
перевозок было перераспределение грузопотока с автотранспорта на железную
дорогу. Автомобильные грузоперевозки сократились на 17% (до 539 тыс. т), в это
же время железнодорожные перевозки увеличились более чем 2 раза (до 663 тыс.
т), обогнав по объемам перевозки автотранспортом.

Грузопоток из Евросоюза в Республику Беларусь в январе-феврале 2015 года также
вырос на 25% (до 558 тыс. т). Основной объем грузоперевозок (около 87%) на
данном направлении осуществлялся автомобильны трансопортом, здесь и произошло
значительное увеличение грузоперевозок (+29%, до 486 тыс. т). Также можно
отметить положительную динамику перевозок железнодорожным транспортом (+28%),
хотя по физическим объемам это увеличение было незначительным (65 тыс. т).

Заметный рост импорта из Евросоюза в Республику Беларусь начался еще в ноябре
2014 года и продолжился вначале 2015 года. Увеличение грузопотока произошло за
счет сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В значительной степени
это объясняется тем, что Беларусь перенаправила на себя запрещенное к импорту в
Россию продовольствие, с последующим реэкспортом в РФ после переработки. Хотя
этот грузопоток сдерживался Россельхознадзором РФ, периодически «находящим» в
ипортируемых из Беларуси продуктах питания запрещенные вещества.

Объемы грузоперевозок из ЕС в Казахстан выглядят весьма незначительными на
фоне объемов вышеперечисленных стран – 91 тыс. т в январе-феврале 2015 года
(-4%). При этом, на 20% увеличились объемы перевозок на автомобильном
транспорте (до 84 тыс. т). Грузоперевозки остальными видами транспорта
значительно сократились.

В разрезе товарных групп больше всего сократились в физическом выражении
поставки из Евросоюза в СНГ продукции машиностроения, оборудования и
промышленных товаров, а также сельскохозяйственной продукции и продуктов
питания. При этом отмечается высокий рост перевозок твердого минерального
топлива (+188 тыс. т) — почти весь этот объем был доставлен из Польши.

Если рассмотреть рынок грузоперевозок ЕС-СНГ в разрезе стран Евросоюза,
сокращение импорта в январе-феврале 2015 года прозошло из 24 стран. В
физическом выражении наибольшее сокращение импорта по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года было из:

* Германии (-235 тыс. т; -28%),
* Финляндии (-110 тыс. т; -30%),
* Нидерландов (-106 тыс. т; -34%),
* Эстонии (-103 тыс. т; -67%),
* Румынии (-102 тыс.; -46%),
* Бельгии (-95 тыс. т; -39%),
* Швеции (-83 тыс. т; -51%),
* Испании (-79 тыс. т; -40%),
* Италии (-76 тыс. т; -31%),
* Великобритании (-70 тыс. т; -50%).

Увеличились поставки в СНГ из:

* Словакии (+68 тыс. т; +65%) – за счет строительных материалов;
* Литвы (+45 тыс. т; +10%) – за счет сельскохозяйственной продукции;
* Болгарии (14 тыс. т; +28%) – за счет металлической руды и химической
продукции;
* Хорватии (+12 тыс. т; +280%) – за счет продуктов питания.

Можно также отметить феноменальную способность Польши в восстановлении своего
экспортного потенциала в восточном направлении. Несмотря на санкции со стороны
РФ, в сильной степени ограничившие поток сельскохозяйственной продукции в
Российскую Федерацию, общий грузопоток из Польши в рассматриваемые страны СНГ
сократился всего на 1%. По итогам января-февраля 2015 года Польша – бесспорный
лидер в рейтинге экспортеров в страны СНГ по объемам грузоперевозок.

Объемы импортных грузоперевозок в Россию, Украину, Беларусь и Казахстан из
стран Евросоюза в январе-феврале 2015 г.

Прогнозы по дальнейшему развитию логистического рынка Евросоюз-СНГ скорее
пессимистичные – экономики стран СНГ сегодня не на растущем трэнде. Несколько
оживить торговлю на данном направлении может отмена взаимных санкций Евросоюза
и России, однако явных признаков того, что в ближайшее время это будет сделано,
не наблюдается.

В части потребления продовольствия Россия частично переориентировалась на
страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также увеличила закупки внутри России
и стран СНГ. Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев провозгласил
курс на ускоренное импортозамещение продовольствия, готовится запрет на
госзакупки ряда импортных продуктов, при этом страны-партнеры по ЕАЭС
приравниваются к отечественным производителям. Все это говорит о том, что в
сегменте перевозок продуктов питания рынок вряд ли уже вернется к ситуации
середины 2014 года, грузопотоки здесь уже изменились и будут меняться дальше.
Регионом импорта продовольствия из ЕС (для дальнейшего реэкспорта в Россию
после переработки) становится Республик Беларусь.

Размораживание отношений между Россией и Евросоюзом (отмена санкций) несколько
увеличит импорт в Россию оборудования. Поставки потребительских товаров,
автотранспорта, вероятнее всего, будут и дальше сокращаться в силу снижения
покупательской способности населения.