Если говорить о логистическом рынке в целом, то ослабление рубля привело к
существенному росту рисков у участников внешнеэкономической деятельности,
поэтому объемы грузоперевозок значительно сократились, аналитики говорят о
20-процентном сокращении в этом году. На объемах экспорта экономическая
ситуация пока не сказалась, но сокращение грузовой базы привело к снижению
спроса на услуги транспортных компаний.

Что касается рынка экспресс-доставки, ситуация здесь в целом лучше, чем в
других сегментах логистической отрасли, хотя, конечно, кризис нас тоже не
обошел стороной.

Если последние несколько лет сегмент экспресс-доставки являлся одним из
основных драйверов роста логистического рынка, то теперь удерживает его от
резкого падения. Показатели роста в 2014 году были значительно скромнее, чем
10-15%, которые фиксировались на рынке после кризиса 2008 года. Тем не менее,
несмотря на ухудшение экономической ситуации, в 2014 году положительная
динамика наблюдается как в сегменте международной экспресс-доставки, так и на
внутреннем рынке. Однако результаты января-февраля 2015 года не внушают
большого оптимизма и показывают, что рост сильно замедлился.

С проблемами столкнулись в первую очередь небольшие нишевые игроки, поскольку
в условиях кризиса усилилась конкуренция, а клиенты предпочитают иметь дело с
крупными и надежными компаниями, имеющими ресурсы для предоставления
комплексных логистических услуг. Сегодня на российском рынке работает не так
много компаний, способных оказывать 3PL-услуги, и с адекватным уровнем качества
сегодня их предоставляют только крупные компании.

Кризис окажется фатальным для многих мелких компаний, кроме тех, которые
работают на очень локальных рынках. Выходом для таких игроков может стать
только интеграция с крупными и успешными компаниями.

Усиление конкуренции в условиях снижения спроса на услуги тоже является
проблемой. С одной стороны это, казалось бы, должно положительно сказаться на
качестве услуг и ценообразовании. Но в кризис компаниям приходится
демпинговать, чтобы удержаться на плаву, и операторы вынуждены снижать издержки
и экономить, а делать это без ущерба для качества не всегда получается.

Также проблемой является рост себестоимости услуг: инфляция, ослабление
рубля, удорожание импорта, рост стоимости облуживания автотранспорта, рост
налоговой нагрузки, тарифов на железнодорожные и морские контейнерные перевозки
– все это при очень ограниченных возможностях логистических компаний повышать
цены на услуги создает большие проблемы.

Прогнозировать как будет развиваться ситуация на рынке дальше сложно,
поскольку многое зависит от фундаментальных факторов, связанных не только с
экономикой, но и внешнеполитической ситуацией. Если экономическая ситуация не
будет ухудшаться, то на рынке экспресс-доставки, скорее всего, продолжится
стагнация. При дальнейшем же ухудшении начнется спад. В таком случае можно
ожидать массового ухода с рынка компаний-перевозчиков. Только
интернет-торговля, которая в последние годы являлась одним из драйверов роста
рынка экспресс-доставки, удержать ситуацию не сможет.

Алексей Кичатов,генральный директор City Express