Управляем сбытом, а надо — спросом…

Сегодня мы можем констатировать: работают 34логистических центра различной
направленности и функциональности с объемом складских площадей класса «А» и «В»
более 450 тыс. м2 (полный отчет выложен на сайте кафедры логистики, а также
Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ»). Мы благодарны всем
откликнувшимся и оставившим отзывы и с уважением относимся ко всем поступившим
замечаниям. Все отзывы и пожелания будут проанализированы при последующих
исследованиях, ведь уже готовится новая анкета, чтобы в мае 2015 г. провести
опрос владельцев современной складской инфраструктуры более качественно и
учесть все замечания прошлого исследования.

Реализация Программы заканчивается

Однако одной лишь складской инфраструктурой развитие логистики в нашей стране
не ограничивается. Год 2015 для логистической системы Беларуси является
переломным и знаковым. Завершается реализация комплекса мероприятий
обозначенных в Программе развития логистической системы Республики Беларусь на
период до 2015 года.

Ученым и специалистам еще предстоит тщательно проанализировать успехи и
недостатки этой программы, определить, что выполнено и что было ошибочным, но
уже только одним своим появлением на свет Программа дала толчок многим
процессам в бизнесе, науке, образовании. И, самое главное, многие должностные
лица, принимающие решения на государственном уровне, начали понимать, что без
применения фундаментальных логистических подходов экономика страны не способна
решить те актуальные задачи, которые перед ней стоят.

Значимость Республики Беларусь как важнейшего панъевропейского транзитера
товаров и услуг между Европой и Азией и ту роль, которую в этой цепочке
занимают национальные транспортные, транспортно-экспедиционные и логистические
компании, в нашей стране, наверняка, понимают все – государственные органы,
бизнес-сообщество, общественные и научные круги. Только понимать и реализовать
– разные понятия.

И сегодня настало то время, когда нужно ответить на самый главный вопрос: «А
что же дальше?». А вот дальше – абсолютная неизвестность, как на бумаге, так и
в умах, причем не только представителей бизнес-сообщества или ученых, но и,
прежде всего, специалистов и руководителей наших профильных органов
госуправления.

Еще в начале 2014 года, после блокирования Минторгом и Минтрансом проекта
Закона «О логистической деятельности в Республике Беларусь» на одном из
совещаний в Минторге специалистами-практиками и представителями академических
кругов было высказано предположение о целесообразности разработки нового (как
по форме, так и по содержанию) фундаментального документа. Такой документ,
во-первых, являлся бы, продолжением Программы развития логистической системы,
а, во-вторых, был бы направлен на глобальное и долгосрочное развитие логистики
в нашей стране. Название этого документа – «Дорожная карта развития
логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года».

«Дорожная карта» – представление пошагового сценария достижения стратегических
целей государства в сфере логистики. Основой «Дорожной карты» в логистике могут
служить руководства и документы Всемирного банка, Всемирного общества
инженеров-логистов, Европейской логистической ассоциации, при этом
концептуальным отличием от ныне существующих в Республике Беларусь документов
должны быть следующие постулаты:

* пошаговость – т.е. поэтапное выполнение поставленных задач;
* временной лаг – он должен быть достаточным для накопления материальных и
социальных благ, т.е. переход от сиюминутных выгод на принцип стратегического
долгосрочного планирования;
* вариабельность решений задач (например – при оптимистическом развитии
экономики государства или в случае пессимистического варианта).

На основе «Дорожной карты» можно разрабатывать различные сценарии
функционирования государственных систем, например, пограничных и таможенных.
Особенно это касается системы перемещения товаров и транспортных средств через
границу в контексте совершенствования административных (таможенных,
пограничных, санитарных и пр.) операций, чтобы сделать их более простыми,
быстрыми, прозрачными и менее затратными.

С учетом современных тенденций по глобализации рынка логистических услуг,
развития национальных товаропроводящих систем, повышения уровня компетентности
персонала, оказывающего логистические услуги, в «Дорожной карте» можно было бы
предусмотреть также решение ряда задач, сгруппированных по разделам видов
деятельности и временной дифференциации.

При этом на последующих публичных мероприятиях самого высокого уровня, включая
заседания Межведомственной комиссии Совета Министров Республики Беларусь по
координации работы республиканских органов государственного управления и иных
государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь,
облисполкомов и Минского горисполкома по выполнениюПрограммы <> развития
логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, эта идея
нашла свое подтверждение, и в ряде указаний – Минторгу, Минтрансу и иным
органам госуправления – было предписано: выполнить и доложить.

БНИИТ «Транстехника» уже начал разрабатывать пошаговую «Дорожную карту
развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года».
Более того, в июне 2014 года о «Дорожной карте» было доложено Главе государства
(кстати, получено одобрение и даны соответствующие поручения).

Соответственно, у инвесторов, бизнес-сообщества, специалистов-практиков,
общественных, академических и научных кругов такие новости вызывали только
позитивные эмоции, вселяя определенные надежды на будущее развитие логистики в
стране.

«

Похожие записи