Что происходит, когда молния ударяет в самолет?

Что происходит, когда молния ударяет в самолет?
Замечено, что каждый самолет коммерческого флота США поражается молнией, в среднем, один раз в год. Фактически это происходит, когда самолет двигается в тяжелой облачности на трассе. В этих условиях удар молнии в самолет наиболее вероятен и тогда происходит распространение энергии по разрядным трассам во всех направлениях. Хотя записей мало, самолеты коммерческого флота и малого бизнеса поражаются реже из-за их меньших размеров и они имеют возможность избежать грозовой погоды, имея более широкий выбор вариантов маршрутов.
Последний подтвержденный случай крушения самолета в США произошел в 1967 году, когда молния вызвала взрыв топливного бака. С тех пор, стало многое известно об ущербе, который может причинить молния самолету. Как следствие этого, усовершенствованы системы защиты. Сегодня самолеты должны сертифицироваться на защищенность его конструкций от удара молнии.
Большинство самолетов имеют алюминиевую обшивку, которая хорошо проводит электричество. Убедившись, что нет препятствий движению электротока, вызванного молнией, инженер может увериться, что электроток останется с наружной стороны летательного аппарата. Некоторые современные летательные аппараты построены из современных композитных материалов, которые, сами по себе, хуже проводят электричество, чем алюминий. В этом случае, композиты содержат встроенный слой проводящего волокна, чтобы удержать электроток молнии.
В современных лайнерах имеются мили проводов и дюжины компьютеров и иных инструментов, которые управляют всем, от двигателей до подголовников кресел пассажиров. Эти компьютеры, как и все компьютеры, иногда нуждаются в перезагрузке после каких-либо мощных воздействий. Поэтому, в дополнение к внешней защите, разработчики молниезащиты следят за тем, чтобы не было разрядных трасс, ведущих к чувствительному оборудованию внутри летательного аппарата.
Электроток от молнии, двигаясь по поверхности самолета, может индуцировать токи в оборудовании и проводке внутри него. Эти внутренние индуцированные токи называются ненаправленными эффектами молнии. Аккуратное экранирование, надежное заземление и применение проверенных элементов устраняют при необходимости проблемы ненаправленных эффектов, вызванные молнией. Каждый контур и деталь оборудования, которые важны для безопасности полетов или приземления изготовитель должен выполнить с точки зрения молниезащиты в соответствии с требованиями Федеральной Авиационной Администрации (FAA) или такой же организации в стране происхождения самолета.
Другая важная область, имеющая отношение к теме, — топливная система, где даже искорка может стать роковой. Инженеры предпринимают особые меры, чтобы исключить появление искр в топливной системе самолета. Оболочка самолета вокруг топливных баков должна быть достаточно толстой, чтобы противостоять возгоранию. Все структурные элементы конструкции нужно тщательно конструировать, поскольку электроток от молнии переходит с одной части конструкции на другую. Входные двери, заправочные горловины топливных баков и иных отверстий в оболочке должны быть разработаны и проверены на молниезащиту. Все трубопроводы, несущие топливо в двигатель и сам двигатель защищают от действия молнии. Кроме того, сейчас используют новые виды топлив, которые сгорая, выделяют меньше пара.
Частные летальные аппараты должны уклоняться от непогоды и полетов в грозу. Турбулентность отдельных вихревых образований может нанести заметный вред малым воздушным судам. FAA запрещает частным самолетам перевозить пассажиров в грозу. Традиционно, малые самолеты выполняют из алюминия, они не несут управляющих компьютеров и за счет этого меньше уязвимы для молний. Однако, отмечаются многочисленные некатастрофические случаи повреждений крыльев, лопастей винта и навигационных огней.
Растущий класс самолетов, построенных из специальных наборов, тоже привносит дополнительные сложности. FAA регулирует только требования к самолетам, построенным в заводских условиях. Самолеты из специальных наборов-«экcпериментальные», т. е. не подпадают под требования FAA. Многие такие самолеты выполнены из фибергласса или углеродно- волоконных композитов. Тесты показывают, что молниезащита таких аппаратов может быть недостаточной. Пилот такого незащищенного самолета не должен летать рядом с грозовым фронтом и в облаках других типов, потому что даже негрозовые облака могут содержать большой электрический заряд, что приведет к разряду молнии.
Похожие статьи:
Что такое лизинг?
Кредит или лизинг – проблемы выбора
Услуги лизинга в строительстве
Лизинг спецтехники — плюсы и минусы
Почему начинающему и малому бизнесу выгодно брать спецтехнику в аренду?
Автобизнес
Новое на сайте
Публикации: