Таможенное оформление грузов — достаточно специфическая сфера деятельности, которая подразумевает работу с таможенными органами (растаможку) в регламентированном государством правовом поле

Компании — участницы внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
организуют эту деятельность по-разному: одни предпочитают проводить таможенное
оформление собственными силами, другие обращаются к таможенным брокерам
(представителям), осуществляющим таможенное оформление товаров на основании
договора.

Организовать работу по таможенному оформлению силами компании несложно, но это
требует значительных финансовых и трудовых затрат, связанных с покупкой и
поддержкой специфического программного обеспечения, а также набором в штат
компании и обучением специалистов по таможенному оформлению. Кроме того,
существуют риски ошибок персонала в трактовке внешнеэкономического и
таможенного законодательства, что может повлечь как административную, так и
уголовную ответственность руководителей компании.

Таможенные брокеры могут иметь статус общероссийского таможенного
представителя, то есть иметь свидетельство о включении в Реестр таможенных
брокеров (представителей), что позволяет им работать со всеми группами товаров
на всей территории Российской Федерации без ограничений отдельных таможенных
операций под собственной печатью. В роли таможенных брокеров могут также
выступать и компании, оказывающие консультационные услуги и содействие в
таможенном оформлении. При этом такие компании работают под печатью импортера.

Выбирая таможенного брокера, руководители компании — участницы ВЭД должны
четко понимать, что независимо от того, является ли таможенный брокер
официально зарегистрированным или нет, ответственность за нарушение таможенных
правил, неправильную трактовку таможенного законодательства, неверную
информацию, направленную в таможенные органы, лежит на компании — участницы ВЭД.

Итак, что же собой представляет таможенное оформление товаров, из каких этапов
оно состоит, и какие действия производятся представителями таможенных органов,
компании-участника ВЭД и таможенного брокера во время таможенного оформления?

Таможенное оформление — это выполнение перечня формальностей, возникающих в
связи с перемещением через таможенную границу товаров, а также в случае смены
таможенного режима для ранее перемещенных товаров.

Таможенное оформление включает в себя две процедуры:

  • Предъявление таможенному органу контрактных, платежных, товаросопроводительных, разрешительных документов, деклараций на товары и самих декларируемых товаров;
  • Уплата таможенных платежей.

Иногда вместо термина «таможенное оформление» при ввозе (импорте) товаров
применяют термин «таможенная очистка». В настоящее время, в соответствии с
Таможенным кодексом Таможенного союза, существует также термин «таможенное
декларирование», который используется вместо термина «таможенное оформление».

Таможенное оформление состоит из шести этапов:

  • Прием, регистрация и учет таможенным органом декларации на товары;
  • Контроль правильности классификации товаров (определения кода ТНВЭД) и
    соблюдения правил нетарифного регулирования;
  • Валютный контроль и контроль правильности определения таможенной стоимости.
  • Проверка правильности прохождения таможенных платежей;
  • Таможенный контроль товаров;
  • Выпуск товаров.

Декларация на товары (ДТ) — это документ, оформляемый на товар при перемещении
его через таможенную границу. Содержит сведения о товаре, его таможенной
стоимости, транспорте, осуществляющем доставку, условиях поставки, отправителе
и получателе.

ДТ представляет собой унифицированный бланк и состоит из четырех листов.
Первый лист после выпуска товаров остается в специальном архиве таможни; второй
— в отделе таможенной статистики; третий возвращается декларанту и четвертый
лист либо при вывозе товара прикладывается к товаросопроводительным документам
и направляется в таможенный орган, либо при ввозе товаров остается в отделе
таможенной стоимости органа, осуществляющего оформление.

Декларация на товары подтверждает законность сделки между участниками
внешнеэкономической деятельности и законность ввоза или вывоза товара через
таможенную границу. По существу, это своего рода «таможенный паспорт» товара,
имеющий юридическую силу.

Декларация может быть подана таможенному органу либо в бумажной форме,
заверенной печатью организации, подающей декларацию, либо с применением
электронной формы декларирования при наличии у лица, подающего декларацию,
электронной цифровой подписи. Подача таможенной декларации в электронной форме
существенно сокращает время оформления товаров.

Для классификации товаров используется документ под названием «Товарная
номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД), содержащий
кодифицированный перечень товаров и определяющий для каждого товара размер
таможенной пошлины, акциза, НДС, а также необходимость обязательной
сертификации и некоторые другие меры нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности.

Например, бытовым кондиционерам соответствуют следующие коды ТН ВЭД:

  • 8415101000 — кондиционеры оконного или настенного типа в едином корпусе;
  • 8415109000 — сплит-системы.

Для проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления
лица, перемещающие товары, обязаны предоставлять таможенным органам все
необходимые для этих целей документы и сведения.

Перечень документов, необходимый для таможенного оформления, зависит от
направления (ввоз или вывоз), цели перемещения товара через таможенную границу,
условий перевозки, формы расчетов между контрагентами, выбранного таможенного
режима, а также кода ТН ВЭД и связанных с ним ограничений.

Из всего многообразия таможенных режимов участниками ВЭД наиболее часто
используются:

  • выпуск для внутреннего потребления (импорт);
  • экспорт;
  • временный вывоз.

В пакет документов для таможенного оформления партии товара, как правило,
входят:

    • внешнеторговый договор/контракт (купли-продажи, поставки, мены, соглашение
      на поставку), включая все дополнительные соглашения и спецификацию на
      поставляемые товары;
    • счет/инвойс, счет-проформа, упаковочный лист;
    • технические описания, позволяющие однозначно классифицировать товары;
    • товарно-транспортные документы (коносамент, книжка МДП, международная
      автомобильная накладная (CMR), российская товарно-транспортная накладная (ТТН),
      авианакладная, железнодорожная накладная (международная или российская);
    • платежные поручения на оплату товаров и на авансовые платежи для уплаты
      таможенных пошлин, акцизов, сборов и НДС;
    • документы, необходимые для осуществления валютного контроля и подтверждения
      таможенной стоимости товара (паспорт сделки, перевозочные, страховые документы,
      платежные документы), а также разрешения государственных органов;
    • лицензии Федеральной таможенной службы (в случае заявления определенных
      таможенных режимов), а также министерств и других государственных органов (на
      ввоз или вывоз товаров, подлежащих нетарифному контролю);
    • сертификаты (происхождения товара, соответствия, гигиенический сертификат,
      сертификат безопасности, ветеринарное, фитосанитарное свидетельство).

Вышеперечисленные документы представляются в таможенный орган в оригинальном
исполнении либо в виде заверенных копий.

Валютный контроль производится для проверки соответствия условий
внешнеторгового договора действующему валютному законодательству, a также
соответствия условий оплаты по договору фактически произведенным платежам.

Таможенная стоимость — это стоимость товара, определяемая в целях исчисления
таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Фактически
является налоговой базой. Как правило, таможенная стоимость определяется
декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными
органами.

Методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, соответствуют
методам, принятым в мировой практике:

По стоимости сделки с ввозимыми товарами — основной метод определения
таможенной стоимости, когда она определяется по стоимости сделки, фактически
оплаченной или подлежащей оплате на момент пересечения товаром таможенной
границы РФ. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на
транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные
декларантом к моменту пересечения таможенной границы.

По стоимости сделки с идентичными товарами — определение таможенной стоимости
по стоимости сделки с идентичными товарами. Стоимость сделки с идентичными
товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости,
если эти товары:

  • проданы для ввоза на территорию РФ;
  • ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до
    ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих
    условиях. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или)
    на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую
    корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить
    таможенному органу РФ ее обоснованность. В случае если при применении этого
    метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для
    определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из
    них.

По стоимости сделки с однородными товарами — формально его применение не
отличается от метода 2, за исключением понятия «однородные товары» — товары,
которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и
состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что
и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

На основе вычитания стоимости — базируется на цене, по которой ввозимые
(оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей
агрегированной партией на территории Российской Федерации в неизменном
состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для
внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость
(таможенные пошлины, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и
прочее).

На основе сложения стоимости — на основе учета издержек производства этих
товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для
продажи оцениваемых товаров в России. Требует особо тщательного таможенного
наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров
зачастую затруднено, а в случае ее предоставления для проверки фактически не
все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам
страны-импортера.

Резервный метод — применяется в случае невозможности определения таможенной
стоимости вышеперечисленными методами. Основан на расчетах и экспертных
оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на
стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на
фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в
стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции.

Эти методы применяются декларантом в порядке их перечисления (в случае
невозможности применения предыдущего метода), за исключением методов 4 и 5,
которые могут применяться в обратном порядке.

После исчисления, списания и контроля уплаты таможенных платежей (пошлин,
таможенных сборов, акцизов, НДС) таможенным органом может производиться
таможенный контроль оформляемых товаров путем полного или частичного
таможенного досмотра, во время которого определяется соответствие товаров
заявленным в декларации на товары.

Нужно иметь в виду, что с 18 января 2013 года при таможенном декларировании
товаров в электронной форме таможенные сборы за таможенные операции взимаются в
размере 75 % от ставок таможенных сборов.

При отсутствии претензий таможенного органа к документам и товарам
производится выпуск товаров с проставлением в ДТ печати таможенного органа и
штампа «Выпуск разрешен». В противном случае выносится решение о невозможности
выпуска товаров.

Отказ таможенного органа в выпуске товаров должен быть письменным,
мотивированным и содержать запрос на предоставление дополнительных документов.

При заключении договора с таможенным брокером (представителем) важно, чтобы
перечень услуг брокера максимально охватывал все этапы таможенного оформления,
а также подготовительные и заключительные процедуры. В качестве примера можно
привести следующий перечень:

  • Анализ документов, необходимых для таможенного оформления на соответствие
    законодательству РФ и Таможенного союза;
  • Подготовка документов, необходимых для таможенного оформления;
  • Классификация товаров, подбор кодов ТН ВЭД, определение таможенного режима;
  • Декларирование и электронное декларирование товаров;
  • Предварительный расчет и оплата таможенных платежей;
  • Прием транспортного средства с товаром на таможенном посту/СВХ;
  • Заявление таможенного режима;
  • Предъявление таможенному органу декларируемых товаров, а также документов и
    дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
  • Согласование документов в функциональных отделах таможенного органа;
  • Содействие в проведении таможенного досмотра, списании таможенных платежей
    и выпуске товаров;
  • Оказание помощи в сертификации, экспертизах (в том числе стоимостных) в
    случае применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической
    деятельности;
  • Консультационные услуги в сфере таможенного дела;
  • Юридическая поддержка, представления и защита интересов клиента в
    таможенных органах;
  • Организация хранения и обработки грузов;
  • Подготовка и подача всего пакета документов, необходимых для получения
    классификационного решения ФТС РФ;
  • Таможенное оформление в соответствии с полученным классификационным
    решением;
  • Передача клиенту полного комплекта документов.

Отдельно хочется остановиться на ситуации, когда таможенный орган не
согласился с заявленной таможенной стоимостью и произвел ее корректировку
(КТС). При этом возможен выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных
платежей соответственно скорректированной таможенной стоимости. В этой ситуации
компании — участнице ВЭД направляется перечень дополнительных документов,
которые нужно предоставить в отведенные сроки для подтверждения заявленной
участником ВЭД таможенной стоимости. Таможенный орган может согласиться с
представленными документами и принять заявленную таможенную стоимость или не
согласиться и подтвердить КТС. Дальнейшее отстаивание заявленной таможенной
стоимости компанией — участницей ВЭД возможно лишь в арбитражном суде.

На этом завершается цикл статей, посвященных практической логистике. Надеемся,
что опубликованная информация, теоретические основы и проверенные практикой
методы решения практических задач логистики помогут сделать бизнес компаний —
участниц ВЭД еще более успешным.

В России временно не будет взиматься ввозная пошлина на электромобили

На заседании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в понедельник вынесено решение о временном упразднении ввозной пошлины на легковые машины с электрическим двигателем. Отмена пошлины распространяется на все государства Таможенного союза, а это Россия, Беларусь и Казахстан.

«БАМАП»: о закрытии с 1 августа 2015 года пункта выдачи книжек МДП в п/у «Колядичи» в Беларуси

Ассоциация «БАМАП» информирует держателей книжек МДП о закрытии с 1 августа 2015 года пункта выдачи книжек МДП по адресу: п/у Колядичи, ул. Бабушкина, 74.

Secure Property завершила приобретение логистического парка в Бухаресте (Румыния)

Secure Property Development & Investment, компания по недвижимости и инвестициям на Кипре, объявила о завершении сделки по приобретению логистического парка в Бухаресте, Румыния, за 12,6 млн евро.

Рабочая встреча таможенных служб Республики Беларусь и Латвийской Республики состоялась в г. Верхнедвинске

Целью проведения встречи стала назревшая необходимость рассмотрения вопросов организации взаимодействия таможенных служб Республики Беларусь и Латвийской Республики.

12 октября на 4 часа будут отключены каналы передачи электронных деклараций на товары и предварительной информации

Главным управлением информационных технологий ФТС России совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением будут проводиться работы по плановой замене каналообразующего и шифровального оборудования на входе Главного центра обработки данных (ГЦОД) ФТС России.

С 7 апреля вступили в силу новые правила систематических усиленных проверок на внешних границах Евросоюза

В Европейском союзе с 7 апреля вступили в силу новые правила систематических усиленных проверок на внешних границах ЕС; они направлены на то, чтобы повысить безопасность Евросоюза и его граждан.

Часто задаваемые вопросы. FAQ.