В торжественном мероприятии приняли участие Президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко, владелец и генеральный директор Stadler Rail Group Петер
Шпулер, министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак,
начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, другие официальные
лица, несколько сотен гостей из более чем десяти стран, более семидесяти
представителей отечественной и зарубежной, прежде всего российской, прессы.

Интерес российских, и в частности московских, журналистов к событию вполне
закономерен: первым проектом, в котором «Штадлер Минск» принимает самое
непосредственное участие, стало производство двадцати пяти двухэтажных поездов
для ООО «Аэроэкспресс», обеспечивающего железнодорожное сообщение между Москвой
и аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово и
Шереметьево), а также городом Лобня. Первый из двадцати пяти поездов прибыл в
столицу Российской Федерации 13 ноября. Из 25 заказанных поездов 21 будет
произведен в Фаниполе. Кроме того, еще в 2011 году Stadler подписал рамочный
договор на производство 100 единиц четырехосных дизельных приводов, которые
должны быть установлены в 50 многоэлементных поездах производства
«Метровагонмаш».

Впоследствии «Штадлер Минск» будет выполнять все последующие заказы,
поступающие из стран СНГ. Недавно компания заключила контракт на поставку 30
спальных вагонов, включая вагоны-рестораны, в Азербайджан для железнодорожной
линии Баку–Тбилиси–Стамбул.

Первоочередным клиентом завода в Беларуси станет, естественно, Белорусская
железная дорога, которая на сегодня уже эксплуатирует 18 единиц поездов модели
FLIRT на городских и региональных линиях бизнес-класса.

Выступая на церемонии открытия, Президент Республики Беларусь Александр
Лукашенко дал высокую оценку работе, проделанной с 4 октября 2012 года, когда
была заложена символическая капсула в фундамент будущего завода, и назвал
проект хорошим примером для подражания. На данный момент общий объем инвестиций
компании Stadler в экономику Беларуси составляет 76 миллионов евро. На заводе
создано 600 рабочих мест.

Александр Григорьевич сказал, что проект играет не только экономическую, но и
социальную роль, поскольку Фаниполь теперь станет городом-спутником белорусской
столицы, причем не спальным городом-спутником, а машиностроительным центром.

Кроме того, во время подхода к прессе Президент заметил, что Stadler пробил
большую дорогу, по которой теперь в Беларусь могут прийти другие предприятия,
но подчеркнул, что Беларусь создает инвестиционные условия только для заводов
мирового уровня.

Важно, что «Штадлер» пришел на белорусскую землю не только с деньгами,
технологиями и рынками сбыта, но и с и обещанием сделать передовое предприятие
из «Белкоммунмаша». Активы, оборудование и интеллектуальная собственность
«Белкоммунмаша» перешли во владение совместного предприятия как долевое участие
Минской области. На данный момент бизнес по производству троллейбусов и
трамваев полностью принадлежит Stadler Rail Group. Решение о том, как именно
будет работать «Белккоммунмаш» Президент поручил принять до конца года. Петер
Шпулер пообещал, что решение будет принято и что оно удовлетворит все стороны.

В текущем году в Берлине на крупнейшей европейской железнодорожной выставке
Innotrans был представлен первый ширококолейный продукт Stadler в этой области
– трамвай «Мяцелiца», разработанный специально для рынка стран СНГ.