Мнение: Ежедневный контроль с помощью ERP-системы позволяет обеспечить управление запасами и планирование в бизнесе товаров быстрого потребления

Сергей, что Вы считаете самым главным для эффективного управления запасами и
планирования поставок?

Сергей Масягин: На сегодняшний день наиболее оптимальным подходом является
использование подхода ERP (англ.

Enterprise Resource Planning,планирование ресурсов предприятия) . ERP
представляет модель интегрированных процессов, в которую интегрирована вся
деятельность предприятия, в том числе управление логистикой и запасами.
Реализуется данный подход на базе ERP-систем (например, SAP, Oracle, 1С).
Данная система позволяет получать информацию в реальном времени по всей цепочке
поставок (снабжение материалами, производство, дистрибуция). Ключевое для
эффективного управления запасами и планирования – это наличие описанных и
задокументированных процессов планирования и контроля уровня запасов.
Необходимо выделить несколько основных показателей в цепочке поставок и
регулярно иметь информацию по результатам. Такими показателями могут быть:
уровень сервиса клиенту, количество дней покрытия запасов для компонентов /
материалов либо готовой продукции, стоимость запасов.

Есть ли особенности в управлении запасами и планировании поставок в вашей
отрасли?

С.М.: Да, конечно, есть! Специфика бизнеса товаров быстрого потребления (FMCG)
заключается в следующих особенностях:

1. Большое количество наименований товаров (SKU). Наличие многих тысяч SKU и
возникающая сложность ручного отслеживания заказов, запасов, поставок.

2. Короткий жизненный цикл товаров. Частые изменения, ведущие к смене кода
товара SKU (изменение в формуле/продукте, расширение линейки, специальные коды
для отдельных каналов дистрибуции, сезонные предложения).

3. Необходима широкая сеть дистрибуции товара в рамках страны (группы стран),
позволяющая организовать быструю поставку нужного товара.

Данные особенности требуют ежедневного контроля на основе ERP-системы уровня
запасов и поставок материалов, выполнения плана производства, наличие товара на
складах и уровень сервиса клиенту.

Насколько автоматизированы процессы планирования в вашей компании? Какое
программное обеспечение используется?

С.М.: Компания P&G глобально использует программный продукт SAP R3 и несколько
других программ для управления поставками. Учитывая огромный размер компании,
фокус на инновации и улучшения, были открыты „центры планирования”. Это
позволило вывести уровень сотрудничества, скорость обмена информации и принятия
решений на следующую ступень развития. Уровень автоматизации достаточно высок,
но все настроены на дальнейшие улучшения.

Как распределены функции прогнозирования и планирования в вашей компании?

С.М: Наша компания использует общепризнанный подход S&OP. В рамках данного
подхода осуществляется планирование спроса, поставок, запасов, а также запуск
новых продуктов. Прогнозирование спроса и планирование поставок – это
независимые функции.

Какие показатели эффективности управления запасами используются в вашей
компании?

С.М.: Основной показатель для оценки эффективности запасов — это уровень
запасов в денежном выражении и днях покрытия. Ежедневное понимание общего
уровня запасов во всей цепочке поставок (материалы/компоненты –
завод-склад-дистрибъюция) позволяет оперативно принимать решения. Также
существует целый набор подходов и инструментов для анализа имеющегося уровня
запасов (уровень страхового запаса, размер партии, частота поставок, наличие
контроля по качеству & таможни, актуальность и корректность данных в системе
планирования). Компания активно проводит сравнение результатов внутри компании
между различными бизнесами и регионами, а также с результатами конкурентов.

Откуда получаете/черпаете знания по управлению запасами?

С.М.: Из общения с коллегами и экспертами внутри компании, а также на форумах,
сайтах — это дает возможность в неформальной обстановке получить новые знания,
обменяться мнениями, обсудить актуальные темы.

Считаете ли важным посещение семинаров, вебинаров по этому направлению?

С.М: Совершенно точно – да! Всегда можно получить представление о своих
результатах в сравнении с другими. Иногда хорошие идеи могут прийти из
совершенно других секторов, просто вы могли это не использовать ранее по
каким-то причинам, а сейчас ситуация уже изменилась..

Есть ли книги, которые могли бы порекомендовать начинающим специалистам?

С.М.: На сегодняшний день много информации в интернете. С практической точки
зрения рекомендую сначала получить понимание о вашей цепочке поставок. Для
этого необходимо визуально просто показать цепочку поставок (например, в
формате Excel, можно использовать VSM). Рядом можно добавить целевое состояние,
либо лучшие практики. Далее анализируя расхождения, вы найдете возможности для
улучшения, некоторые из них перерастут в проекты. Выполняя эти проекты, вы
узнаете много нового, что поможет вам найти новые возможности.

О компании:

The Procter & Gamble Company (Проктэр энд Гэмбл), P&G (NYSE: PG) —
американская транснациональная компания, один из лидеров мирового рынка
потребительских товаров. Компания занимает 22 место в списке Fortune 500 и
является одной из ведущих компаний США по объёму прибыли и рыночной
капитализации. P&G является крупнейшим в мире рекламодателем, затраты компании
на рекламу превышают 8 млрд долл. Штаб-квартира компании расположена в
Цинциннати (штат Огайо). Представительство P&G в России было открыто в 1991
году, в настоящее время компания открыла 4 региональных офиса и 3 завода.
Главный российский офис находится в Москве.