Проводя анализ основных экономических показателей эффективности работы
крупнейших игроков рынка контейнерных перевозок, необходимо отметить один очень
немаловажный факт: несмотря на достаточно неблагоприятную экономическую
ситуацию в мире, динамика роста объемов контейнерных перевозок в общем объеме
международных перевозок впечатляющая.

Примером может служить порт Клайпеда, который уже в ноябре 2011 года сумел
побить рекорд по грузообороту, достигнув показателя в 31,28 млн. тонн, и стать
лидером среди портов стран Балтии по уровню контейнерооборота (рост — 30,9% к
2010 году). Говоря о таких достижениях, нельзя забывать, что огромную роль в
процессе мультимодальных перевозок играет автомобильный и железнодорожный
транспорт, являющийся неотъемлемым звеном логистической цепи поставок.
Автомобильные перевозки контейнеров в чистом виде на сегодняшний день
встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что по скорости, безопасности и
сохранности груза контейнер практически ничем не уступает тентовому или
изотермическому полуприцепу, а вот по стоимости — дороже на порядок. Поэтому о
целесообразности применения контейнеров стоит говорить в основном при
организации мультимодальных перевозок. Исходя из практики логистической
компании Logists.by, можно сказать, что большинство поставок импортной
продукции осуществляется из стран Юго-Восточной Азии на условиях FOB (доставка
контейнера в порт и погрузочно-разгрузочные работы организовываются за счет
поставщика), поэтому речь в статье пойдет о нюансах автомобильных контейнерных
перевозок именно на территории Европейской части континента. Итак, морская
перевозка окончена, контейнер в порту, каковы дальнейшие действия? Естественно,
возникает часто сопровождающийся длительными раздумьями вопрос: “Чем
довозить? ”. Цена железнодорожной перевозки очень заманчива, ниже практически в
1,5-2 раза, но стоит ли на этом экономить? Давайте разберемся. Начнем со
скорости доставки. Ни для кого не секрет, что автомобильный транспорт быстрее,
чем железнодорожный, во многом благодаря отсутствию продолжительных
промежуточных операций: формирование состава, сортировка вагонов и т. д. Если,
к примеру, автомобильная перевозка контейнера из Клайпеды в Минск
осуществляется в течение 1-2 дней, то по железной дороге контейнер доставят по
такому же маршруту за 4-5 дней. Временами возникают ситуации, когда в ходе
мультимодальной перевозки суда, перевозящие контейнеры, задерживаются. Так, в
одном из портов Германии фидерное судно долго не выпускали из-за плохих
метеорологических условий, в результате чего фактический срок прибытия судна в
порт Клайпеды оказался на 4 дня выше, чем планировали. Контейнерный поезд
«Викинг», место на котором было заранее забронировано, вышел согласно
расписанию, а контейнер после выгрузки с судна остался на терминале. По словам
перевозчиков, в связи с ситуацией резкого повышения контейнерооборота (период
июньского «автомобильного бума», который сопровождался ажиотажным спросом на
ж/д платформы со стороны покупателей легковых автомобилей и был вызван
стремлением ввезти автомобили до момента повышения таможенных пошлин), в
течение двух недель свободных ж/д платформ не предвиделось. В конечном итоге
было принято решение осуществлять перевозку автомобильным транспортом, что
обошлось на 600 долларов дороже, но планируемые сроки доставки груза в
производственные цеха были сохранены. Необходимо заметить, что вышеописанные
случаи в реальной практике не часты, но не исключены. Поэтому если важны сроки
доставки (например, для обеспечения непрерывного производства, когда частота
поставок превалирует над объемом по ряду объективных причин: высокие таможенные
пошлины, размер склада и т. д. ), то, безусловно, авто – лучший вариант. Вторым
плюсом автомобильной контейнерной перевозки является гибкость при составлении
маршрута и возможность доставки груза прямо на склад получателя. Схема проста
и очень удобна: привезли контейнер на ПТО, произвели таможенную очистку «с
колес», перевезли на склад, разгрузили, и автомобиль с порожним контейнером
отправили в порт. Вся вышеописанная процедура в комплексе при автоперевозке
занимает, как правило, не более 48 часов, в то время как при железнодорожной
перевозке она может длиться более недели и в отдельных случаях приводит к
необходимости уплаты штрафов за превышение сроков бесплатного пользования
контейнером. Кроме того, стоит отметить еще один важный момент: при
автоперевозке грузополучатель никак не привязан к определенному пункту
таможенного оформления и волен производить “таможенную очистку” груза в любом
пункте на свое усмотрение, а это зачастую экономит не только драгоценное время,
но и нервы. Будем объективными — далеко не всегда документы, необходимые для
таможенного оформления бывают в полном порядке, и далеко не каждый
представитель таможенных органов соглашается помочь исправить ситуацию и
предложить варианты решения проблемы. Осуществляя перевозку контейнера на
автомобильном транспорте, экспедитор или непосредственно грузовладелец может
контролировать местонахождение груза в любой момент времени – средства
GPS-навигации либо мобильной связи присутствуют сегодня практически у каждого,
даже самого небогатого перевозчика. Такая возможность позволяет с высокой
степенью оперативности решать многие вопросы, возникающие в процессе перевозки,
обеспечивая при этом непрерывность самого процесса. Рассмотрим ситуацию из
ближайшей практики. В ходе одной из поставок на пограничном переходе у
контролирующих лиц возникли вопросы к оформлению товаросопроводительной
документации, в которой необходимо было всего на всего произвести допустимое
исправление: в инвойсе сумму 13535,40 EUR прописью указали как “thirteen
thousands five hundred thirty five euro and four cent”. Контейнер,
доставляемый по железной дороге, незамедлительно сняли с поезда, а своевременно
предупредить об этом не посчитали нужным. Решение проблемы оказалось банально
простым – потребовалось официальное письмо от заказчика с просьбой о внесении
изменений в инвойс. К такому решению пришли быстро, однако сама процедура
прохождения пограничного перехода, в целях обеспечения максимально быстрой
доставки контейнеров, не предполагает отведение времени на стоянку поезда до
выяснения всех вопросов по каждому контейнеру. В результате письмо
предоставили, но «Викинг» к тому времени был уже в пути, а следующий попутный
поезд пришлось ожидать еще около 3 дней. При автомобильной перевозке проблема
решалась бы гораздо проще – один телефонный звонок и четкие инструкции
водителю, который фактически является представителем перевозчика, – и
автомобиль снова в пути. Одним из наиболее важных показателей качества
перевозки является сохранность груза. Этот показатель во многом зависит от
погодных условий, дорожной обстановки и профессионального мастерства водителя,
что теоретически делает риск порчи или утери груза более высоким по сравнению с
железнодорожным транспортом. Вместе с тем, Logists.by
рекомендует при перевозке ценных либо хрупких грузов (музыкальные инструменты,
электробытовая техника, аудио и видеоаппаратура, посуда, фарфор и т. д. )
отдавать предпочтение автомобильному транспорту, обращая при этом особое
внимание на наличие действительного страхового полиса ответственности
перевозчика и сумму страхования. Объясняется это тем, что вероятность
повредить груз при выполнении сравнительно большого количества
погрузочно-разгрузочных операций, а также при сортировке вагонов и формировании
железнодорожных составов намного больше, чем утратить товар при автоперевозке.
Однако, отмечая достоинства автотранспорта, не стоит забывать и о недостатках.
Существующие на сегодняшний день ограничения максимальной массы и нагрузки на
ось не позволяют в ряде случаев использовать для перевозки контейнера
автомобильный транспорт. К примеру, 20’ht (heavy tested) контейнеры или
стандартные 40-футовые контейнеры обладают грузоподъемностью до 27-28 тонн, а
при перевозке тяжелых необъемных грузов (металлы, горные породы, строительные
материалы и др. ) экономически целесообразно стремиться к максимально высокому
коэффициенту использования грузоподъемности контейнера и производить перевозку
на железнодорожных платформах. Конечно, следует сказать, что возможность
перевозки тяжеловесных грузов автотранспортом существует, но для этого
необходимы специальные транспортные средства (трехосные седельные тягачи с
небольшой снаряженной массой, которые в парках транспортных компаний
встречаются нечасто) и (или) специальное разрешение, на получение которого
зачастую уходит намного больше времени, чем на саму перевозку. Рассмотрим этот
момент в цифрах. Осуществляя поставки гранитного камня, в 20-футовый контейнер
загружают до 27 тонн брутто. Масса самого контейнера составляет порядка 2,5 т. ,
массы двухосного тягача и контейнерной площадки – около 10 и 6 т.
соответственно. Итого полная масса автопоезда с грузом составляет 45,5 т. , что
значительно превышает допустимую общую массу транспортного средства, равную 40
т. (согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26. 11. 2010 № 613). В этом
случае перевозка автомобильным транспортом совершенно нецелесообразна, т. к.
возникают не только дополнительные платежи (высокая стоимость фрахта тягача
из-за повышенных нагрузок и износа протекторов шин, плата за превышение
допустимой массы), но и волокита с получением специального разрешения на проезд
тяжеловесного транспортного средства по дорогам общего пользования. Нагрузка
на ось часто является ограничителем при перевозке технологического
оборудования, когда большая часть массы сконцентрирована в одной части
контейнера и не позволяет использовать стандартный автотранспорт. В заключении
специалисты Logists.by дают несколько рекомендаций по
организации перевозки контейнеров автомобильным транспортом:
* во избежание простоев контейнера в порту и штрафов за сверхнормативное
хранение позаботьтесь о предварительном фрахтовании транспортного средства;
* тщательно проверяйте на предмет соответствия данные, указанные в
товаросопроводительных документах (коносамент, CMR-накладная, инвойс,
упаковочный лист), что в свою очередь поможет исключить ряд вопросов и
сэкономить время при прохождении границы и таможенном оформлении груза;
* при перевозке двух 20-футовых контейнеров общей массой до 21 т. ,
используйте один автопоезд, что позволит сохранить вам никогда не лишние 150
евро. Это лишь несколько из большого множества нюансов, которые нужно
учитывать при организации перевозки контейнеров. Стоит ли говорить о том, что
перед осуществлением поставок необходимо обозначить и тщательно
проанализировать все потенциально возможные проблемы при перевозке, наметить
пути и способы их решения, а с момента начала перевозки и до полного завершения
— постоянно контролировать процесс ее выполнения. В противном случае,
стоимость транспортировки может оказаться намного выше стоимости самого груза.
Конечно, при решении всех проблем и нюансов в ходе перевозки можно положиться
на собственные возможности, знания и умения, получая при этом минимальный
экономический эффект и затрачивая кучу времени и нервов. Но как показывает
опыт крупнейших игроков рынка товаров и услуг, более целесообразным является
передача функций построения и контроля логистической схемы поставок на
аутсорсинг надежному 3PL-оператору, что дает возможность не только получить
оптимизированную, высокоэффективную систему, но и минимизировать вплоть до
полного исключения сбои, которые могут возникнуть при организации перевозочного
процесса.