Самосвал, пожалуй, один из самых популярных запросов среди грузовиков и спец-техники. Самосвал нужен везде и всегда
Самосвалы бывают с односторонней, двусторонней, трехсторонней и даже- четырехсторонней разгрузкой. И вообще, что это за самосвал такой? Чем он, самосвал, отличается от бортового грузовика? Все очень просто, и ответ на данный вопрос знает даже попуас в Новой Гвинее. В отличии от бортового грузовика, самосвал — это грузовой автомобиль, способный самостоятельно разгружаться, читай- саморазгружающийся. Самосвал чаще всего используется для перевозки так называемых навалочных или сыпучих грузов. Так же существуют самосвалы, для разгрузки которых используют наклон всего автомобиля. Основное преимущество самосвала перед бортовым грузовиком на одном и том-же шасси состоит в том, что не надо тратить время на разгрузку, хотя грузоподъемность самосвала немного ниже, чем у бортового автомобиля, повторимся, при условии что они оба установлены на одинаковых ШАССИ.
Самосвалы можно классифицировать:
Самосвалы основного назначения. (строительный самосвал, сельскохозяйственный самосвал, карьерный самосвал и, особый тип, — самосвал узкоспециализированный (бетоноперевозной самосвал, минералоперевозной самосвал).
- Самосвалы различной грузоподъемности. (малый самосвал (грузоподъемность самосвала до 2 тонн), средний самосвал (грузоподъемность самосвала от 2 до 6 тонн), большой самосвал (грузоподъемность такого самосвала будет находиться между 6 и 14 тоннами) и, наконец, особо большой самосвал или большегрузный самосвал (такой самосвал способен разгружать, вмещать и перевозить более 14 тонн).
- Самосвалы различного типа подвижного состава. (грузовик-самосвал (одиночный самосвал, одиночный автомобиль, он без прицепа), или самосвал-автопоезд (самосвальный автопоезд, то есть сам самосвал и ряд прицепов или одного прицепа, которые тоже способны к самостоятельной разгрузке, бывают самосвал-прицеп и самосвал-полуприцеп)).
- Самосвалы, соответствующие или не соответствующие тому или иному типу дорог. (проще говоря, можно или запрещено эксплоатировать самосвал на данной дороге/ пересеченной местности).
- Самосвалы бывают разной проходимости. (существуют дорожные самосвалы с колесной формулой 4х2 и 6х4, так же есть самосвалы повышенной проходимости, колесная формула у таких самосвалов 4х4 или 6х6 или 8х8, и, самые дорогие, — внедорожные большегрузные самосвалы типа БЕЛАЗ).
Самосвалы бывают с различной разгрузкой грузовой платформы. (одностороняя разгрузка самосвала, самосвал с двусторонней разгрузкой, самосвалы с трехсторонней разгрузкой)
Самосвалы различной приспособленности для работы с полуприцепом или прицепом. (существуют одиночные самосвалы, без прицепного устройства, а есть самосвалы тягачи со всем необходимым оборудованием и более мощным и тяговитым мотором).
Самосвалы можно классифицировать по общему обилию качеств, влияющих на эксплуатацию самосвала в общем.
Классификация самосвала по определенному набору качеств. В этой классификации самосвалов будет семь разделов:
- Самосвалы первого раздела: самосвалы со средней грузоподъемностью, которые разгружаются назад и эксплуатируются преимущественно без прицепа. Самосвалы первого раздела очень распространены на нашей Родине. (самосвал ЗИЛ ММЗ 555, самосвал ЗИЛ ММЗ 4505, самосвал ЗИЛ ММЗ 4502, самосвал ГАЗ 53А) Масса данных самосвалов подразумевает, что их эксплуатация разрешена на любых жорогах без ограничений. Самосвалы этого раздела транспортируют в первую очередь: различные пески, грунты, глину, щебенку, бетонные материалы, гравийку, асфальтовые материалы, так-же эти самосвалы вывозят различный мусор, преимущественно строительный. Различные параметры материала, который везет самосвал, подразумевают различные требования к устройству грузового кузова самосвала. Пожалуй, самое большое значение имеет размер кузова самосвала. а именно — объем кузова самосвала. В среднем, ученые подсчитали, что большинство строительных материалов имеют плотность от 1, 4 до 1, 6 т/м3, поэтому для самосвала наилучшее отношение веса, который он способен увезти к объему кузова будет равно те же 1, 4-1, 6 т/м3. Как пример, можем привести самосвал ЗИЛ ММЗ 4505, он имеет грузоподъемность 5, 999 тонн, а объем кузова у этого самосвала равен 3, 7999999 м3, если поделим 5, 999 тонн на 3, 799999, то получим соотношение около 1, 583 т/м3. Второе по счету значение, но далеко не последнее по важности, это способность пропускать различные жидкие и сыпучие грузы во время транспортировки, проще говоря- герметичность кузова самосвала. Очень важно исключить потери груза самосвала во время транспортировки. Больше остальных этому условию соответствует самосвал с односторонней разгрузкой назад. Эти самосвалы справляются со своими условиями работы практически всегда, например строительный самосвал вывозит мусор на свалку или производит различные планировочные работы и разгружается всегда сзади, как говорится — в отвал. Самосвалам, которые входят в этот раздел вполне достаточно этого способа разгрузки. Самосвалы данного раздела не рассчитаны для работы с прицепами или полуприцепом, ведь на стройке мало места для маневрирования, это будет нецелесообразно. А как-же быть с жесткой, порой убивающей любую технику, загрузкой самосвала различными твердыми, жесткими материалами, таких как мерзлый грунт, кирпич, бетонные плиты, камень экскаватором-погрузчиком? Такая погрузка самосвала подразумевает то, что кузов самосвала имеет высокую ударную прочность, не деформируется и вообще- покрашен и оцинкован. Кроме того, чтобы не повредить кабину с шофером срывающимся с ковша экскаватора грузом, от грузового кузова самосвала идет защитная пластина, которая накрывает кабину самосвала от таких последствий. Так-же, самосвалы данного раздела выбирают по соотношению мощность/масса. У самосвалов данного раздела это соотношение колеблется от 6, 5 до 9, 2 кВт/т. Кроме того, эти самосвалы не очень большие, поэтому должны иметь высокую маневренность по сравнению со старшими братьями. Производители по-разному решают этот вопрос маневренности самосвалов. Наиболее часто используется укорачивание шасси самосвала, например для самосвала ЗИЛ ММЗ 555 используют коротко-образное шасси ЗИЛ-130Д1, длина которого равна 3302 миллиметра, тогда как шасси бортового грузовика имеет длину 3803 миллиметра. Но как и у всех, у самосвалов этого раздела имеются минусы, а именно- их коротко-образность подразумевает плохую устойчивость на дорогах с плохим сцеплением колес. По большому счету, самосвалы попросту заносит в плохую погоду, управляемость самосвалов нестабильна. Поэтому все-таки существуют пределы коротко-образности самосвалов, а иногда им даже удлиняют шасси, дабы повысить устойчивость. разумеется не во благо маневренности. Учеными подсчитано, что в среднем расстояние, проезжаемое самосвалом из данного раздела равняется от десяти до тридцати километров за один раз. Не секрет, что водителю в течении рабочего дня приходится достаточно часто выходить из кабины самосвала. Поэтому большое внимание уделяется удобству входа и выхода из кабины самосвала. Вообще, самосвал- это та техника, которая изготавливается и производится с большим запасом. Все дело в том, что самосвалы часто перегружают, это связано с различной плотностью грузов, перевозимых самосвалами. Из этого следует, что к самосвалам данного раздела, да и к самосвалам вообще, применяются повышенные требования по запасу прочности, надежности и ремонтопригодности.
- Самосвалы второго раздела, а именно- самосвалы со средней грузоподъемностью от пяти до шести тонн, предназначенные для ежедневной транспортировки самосвального прицепа. Пример самосвала, входящего в данный раздел, например ЗИЛ ММЗ 4501 с самосвальным прицепом ГКБ 818б, вместе они образуют самосвальный автопоезд. В принципе, по нагрузке на ось, эти самосвалы рассчитаны на транспортировку грузов по любым дорогам, но в отличии от самосвалов первого раздела, самосвалы второго раздела не могут эксплуатироваться на грунтовых дорогах или песчаных. Все дело в том, что проходимость самосвала с прицепом сильно ограничена. Самосвал может попросту застрять. Так что чаще всего самосвалы с прицепом эксплуатируются на отработанных маршрутах, перевозя различные грузы с различных мест, предназначенных для комфортного проезда, прибывания, загрузки и стоянки этих самосвалов с прицепами. В основном, эти самосвалы передвигаются по дорогам высокого качества, без больших перепадов высот, горок, ям и т. д. Расстояния, на которые самосвалы с прицепами перевозят груз не очень большие, где-то от 14 до 30 километров. Загружают эти самосвалы экскаваторами-погрузчиками или транспортерами. А вот перегружают эти самосвалы реже, потому, что с прицепами они и рассчитаны на более сложные условия работы, в плане загрузки самосвала. А что-же перевозят на самосвалах с самосвальными прицепами? Да все то же самое, кроме жидких и полужидких материалов (цемент жидкий, жидкий бетон). Поэтому, требования к кузовам таких самосвалов те же, кроме требований к герметичности. Они пониже. Самое важное отличие самосвала с самосвальным прицепом, читай-автопоезда, состоит в том, что у этого самосвала обязательно наличие боковой разгрузки. Самосвал автопоезд зачастую имеет возможность разгружаться на 2 боковые стороны. Наличие одного и более прицепов у самосвала подразумевает установку более мощного и тяговитого мотора на самосвал-тягач. Соотношение мощность/масса у такого самосвала не должно быть ниже 6, 5-7 кВт/т. А как-же самосвальный прицеп разгружается, тормозит и вообще устроен? Все просто. Для этого на самом самосвале устанавливаются дополнительные приспособления, предназначенные исключительно для работы с самосвалом-прицепом. Тормозные клапана, электропроводка, гидро- и пневмосистемы различного назначения. И в заключение о самосвалах-автопоездах. Установка более мощных моторов и более сложных конструкций в техническом плане не могла не отразиться на цене самосвала. самосвал-тягач дороже одиночного самосвала.
- Самосвалы третьего раздела. Они представляют собой самосвалы для работы с самосвальным прицепом в условиях сельского хозяйства, работы периодической, то есть могут эксплуатироваться как в одиночку, так и с прицепом. Такие самосвалы называют сельскохозяйственными самосвалами. Ярким примером сельскохозяйственного самосвала может послужить самосвал КАМАЗ-55102 с прицепом-самосвалом ГКБ-8527. Кстати, не стоит считать, что раз самосвалы сельскохозяйственные, то они являются вездеходами, ничего подобного! Колесная формула сельскохозяйственных самосвалов 4х2 и 6х4. Итак, транспортировку в сельском хозяйстве я хочу разделить на 2 вида. Первый вид- это длительная перевозка, расстояние большое, например-выезд в город за строительным материалом. Второй вид- местная транспортировка. Самосвал работает в сложных условиях, дороги оставляют желать лучшего, расстояние хоть и не большое, но условия гораздо сложнее. Поэтому самосвал используется без прицепа-самосвала, так сказать, самосвал-одиночка. Требования к проходимости сельскохозяйственных самосвалов такие-же, как и к самосвалам первого раздела. Такие-же требования у сельскохозяйственных самосвалов и к допустимой нагрузке на мосты, грузоподъемности кузова и требованиям безопасности. А вот по универсальности и разнообразию перевозимых материалов к сельскохозяйственным грузовикам предъявляют очень много требований. Простым языком, сельскохозяйственный грузовик должен быть и в поле жнец и на дуде игрец! Сельскохозяйственный самосвал перевозит все: продукты, удобрения, различные бытовые товары, строительное оборудование, жидкие смеси, строительные материалы, крупноузловые детали, зерна, пшено, песок и т. д. Кроме того, на сельскохозяйственных самосвалах часто перевозят животных, птиц, сено, снег. Разумеется, такой широкий спектр перевозимых вещей сельскохозяйственным самосвалом подразумевает погрузку различными способами. Но, все равно, требования к загрузке сельскохозяйственного самосвала такие-же, как и у остальных самосвалов, за исключением одного, не редко применяется ручной труд. Еще одно отличие сельскохозяйственных самосвалов от других самосвалов, это форма грузового кузова. У сельскохозяйственного самосвала кузов прямоугольный, часто с откидными бортами. Это диктуют условия погрузки и разгрузки сельскохозяйственного самосвала. Разумеется, там все продуманно и рассчитано, дабы максимально уменьшить вероятность высыпания груза из самосвала. Кроме того для сельскохозяйственных самосвалов предусмотрены и разработанны тенты, чтобы удобнее было перевозить сыпучие материалы, с защитой от влаги, ветра и солнца. Разумеется, у сельскохозяйственных самосвалов должна быть возможность боковой разгрузки, как и у самосвалов второго раздела. Да и вообще, требования к мощности двигателя и т. д. у сельскохозяйственных самосвалов аналогичны требованиям самосвалов второго раздела.
- Самосвалы четвертого раздела. Это самосвалы высокой проходимости. Эти самосвалы имеют колесную формулу 4х4 6х6 и 8х8. Кстати, эти самосвалы-вездеходы могут работать в связке с прицепами. Яркий пример самосвала-вездехода — это УРАЛ 5557 с прицепом ГБК 8551. Самосвалы повышенной проходимости предназначены в основном для работы в экстремальных условиях в период осенне/весенний. Самосвалы-вездеходы так-же успешно используются в сельском хозяйстве. Требования к Самосвалам — вездеходам такие-же, как и к сельскохозяйственным самосвалам. Единственным минусом Самосвалов — вездеходов является более высокая цена, из-за сложной трансмиссии и повышенного запаса прочности.
- Самосвалы пятого раздела. Эти самосвалы представляют собой строительные самосвалы с большой грузоподъемностью. Эти самосвалы рассчитаны для работы без прицепа. Самосвалы большой грузоподъемности имеют колесную формулу 4х2, 6х4 и 8х4. Ярким примером самосвала с большой грузоподъемностью является самосвал КАМАЗ-65115. В большинстве случаев самосвал большой грузоподъемности нужен для того, чтобы перевозить рассыпчатый и навальный груз в больших объемах на больших строительных объектах или для работы в карьере. Самосвал с большой грузоподъемностью может передвигаться по дорогам общего пользования, но с ограничениями. Но это не страшно, основную часть времени большегрузный самосвал проводит вне дорог общего пользования. Большую часть эксплуатации самосвала с большой грузоподъемностью представляют собой перевозки на короткие расстояния в пределах стройки, карьера или площадки. Большой объем кузова большегрузного самосвала представляет особые требования к качеству и прочности всего самосвала.
- Самосвалы шестого раздела. Эти самосвалы представляют из себя самосвалы из пятого раздела, с увеличенной мощностью двигателя, более прочным шасси и возможностью присоединения прицепа-самосвала. Такие самосвалы вместе с прицепами-самосвалами называют большегрузными самосвальными автопоездами. Эти самосвалы передвигаются по хорошим дорогам на расстояние не более 40 км. Так-же самосвалы с прицепом-самосвалом должны иметь возможность боковой разгрузки. Таким монстрам разрешено выезжать на дороги общего пользования, но с ограничениями.
- Самосвалы седьмого раздела. К этим самосвалам относятся супер-монстры, — самосвалы с особо высокой грузоподъемностью. Часто такие самосвалы называют карьерными самосвалами. На дороги общего пользования этим самосвалам путь заказан. Эксплуатируют эти карьерные самосвалы в карьерах, полях, равнинах, в общем, на добыче угля и т. д. Конструктивно эти самосвалы очень отличаются от всех остальных самосвалов. Цена у карьерных самосвалов соответствующая.