Duty Free – теперь и на железной дороге

Федеральная пассажирская компания решила организовать в своих поездах
международного сообщения торговлю беспошлинными товарами. Предполагается, что
первый duty free на железной дороге появится уже летом в скором поезде Москва –
Киев, а затем и на маршруте Москва – Хельсинки

Как стало известно, дочерняя структура РЖД – Федеральная пассажирская
компания (ФПК, оператор поездов дальнего следования) планирует организовать в
своих поездах магазины duty free. Предполагается, что пилотный проект будет
запущен уже летом в скором поезде «Столичный экспресс», следующем без остановок
из Москвы в Киев. Затем компания рассмотрит возможность внедрить подобную
услугу и в поезде «Лев Толстой», курсирующем между Москвой и Хельсинки.

Как сообщили в ФПК, ассортимент товаров будет аналогичен тому, что
предлагается на борту самолетов (спиртные напитки, парфюмерия и косметика,
ювелирные украшения). Кто будет оператором duty free, в компании не раскрывают,
ссылаясь на то, что договор еще не подписан. Остается неясным вопрос с
обеспечением безопасности пассажиров, ведь именно из-за этого многие
авиакомпании сейчас сворачивают продажу алкогольных напитков на своих рейсах
либо запрещают употреблять их во время полета.

На данный момент в России около тридцати компаний – операторов duty free
(продают товары в аэропортах и самолетах), из них наиболее крупных – пять,
говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации организаций
беспошлинной торговли и торговли на транспорте (БОРТ) Юлия Мещерякова. По
оценке БОРТ, в прошлом году продажи беспошлинных товаров составили порядка 1
млрд долл., при этом на долю продаж на борту пришлось 10–15% этой суммы. На
Западе ситуация иная, там продажи в воздухе приносят 30–40% всего дохода,
уточняет г-жа Мещерякова.

Как показывает международный опыт, подобный бизнес может приносить
железнодорожникам неплохой доход, но в России пока нет соответствующей
инфраструктуры, на законодательном уровне этот вопрос также до конца не
проработан, говорит представитель БОРТ. «Главный вопрос: как РЖД организуют
контроль на промежуточных станциях и проследят, чтобы покупатели товаров duty
free не сошли на российской границе? Для этого как минимум необходимо
организовать систему, позволяющую сканировать билеты пассажиров на предмет их
маршрута следования», – считает г-жа Мещерякова.

То же самое должно быть и с железнодорожными вокзалами: как и в аэропортах,
система контроля там должна быть организована таким образом, чтобы
международная и внутренняя зоны были разделены, а пассажир, прошедший досмотр,
не мог бы вернуться назад, уверена эксперт.

Идея организации услуги duty free в железнодорожном сообщении была одобрена
государством весной прошлого года, когда правительство разрешило открывать
магазины беспошлинной торговли в железнодорожных пунктах пропуска через
границу. Планировалось, что первые duty free будут открыты на Финляндском
железнодорожном вокзале в Санкт-Петербурге и на вокзале в Выборге, а затем
появятся на всех российских вокзалах, где есть международное сообщение. Однако
до сих пор такая услуга не предоставляется ни на одном железнодорожном пункте.

РБК daily

Похожие записи