Важным фактором, влияющим на рентабельность работы транспортных и
экспедиторских организаций, являются нормы законодательства в отношении
перемещения грузов как внутри республики, так и при осуществлении
внешнеэкономических операций. В перечне требований законодательства к
организации работы указанных предприятий условия налогообложения являются
одними из наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на эффективность
транспортного бизнеса в Республике Беларусь.
Либерализация налогового законодательства, отмечаемая в последнее время,
характерна и для наступившего 2011 года. Как и в предыдущие годы, изменения
налогового законодательства, в основном, направлены на сокращение количества
налоговых платежей и упрощение ряда административных процедур, связанных с
уплатой налогов. Указанные совершенствования налогового законодательства
сопровождаются многочисленными редакционными изменениями Налогового кодекса
Республики Беларусь (далее – НК), требующими дополнительных комментариев,
связанных с практикой их применения. В данном разделе представлен обзор
наиболее важных для транспортных и экспедиторских организаций налогов в разрезе
следующих аспектов:
• особенности исчисления и уплаты налогов в 2011 году;
* типичные ошибки при исчислении и уплате налогов;
* возможности налогового планирования конкретного налога.
Анализ перечисленных аспектов уплаты налогов предлагается осуществить на
примере следующих платежей: налога на добавленную стоимость (НДС), налогов,
уплачиваемых при упрощенной системе налогообложения, отчислений в Фонд
социальной защиты населения (ФСЗН), а также налога на прибыль. Данный перечень
налогов включает практически все уплачиваемые транспортными и экспедиторскими
организациями платежи в бюджет. Помимо перечисленных налогов, только налог на
землю и налог на недвижимость могут уплачиваться транспортными и
экспедиторскими организациями в 2011 году. В связи с этим можно утверждать, что
предлагаемые для анализа налоги в предстоящем году будут формировать 100%
налоговой нагрузки предприятий.
Практика показывает, что уровень налоговой нагрузки у белорусских
транспортных и экспедиторских организаций в среднем от 7 до 16%. Исключение
могут составить экспортно-ориентированные экспедиторские организации с
устоявшимися связями на рынке (значительными оборотами), для которых значение
налоговой нагрузки может быть ниже , 3-5%. На столь существенное расхождение в
уровне налоговой нагрузки оказывают влияние особенности экономической
деятельности предприятий, обусловленные выбором клиентов, рынков работы, а
также практика применения мероприятий налогового планирования.
НДС
НДС является налогом, оказывающим наиболее существенное влияние на уровень
налоговой нагрузки транспортных и экспедиторских организаций, деятельность
которых связана не только с экспортом транспортных услуг, но и с реализацией
услуг, покупкой товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь.
Именно особенности взаимоотношений транспортных и экспедиторских организаций с
белорусскими контрагентами будут являться основными факторами, влияющими на
размер начисляемого и уплачиваемого предприятиями в бюджет НДС.
Наиболее существенным изменением налогового законодательства в части уплаты
НДС для транспортных и экспедиторских организаций следует признать
распространение норм международных договоров на налоговые отношения в рамках
Республики Беларусь. Соответственно, для правильной уплаты НДС белорусским
предприятиям будет необходимо следить за присоединением Республики Беларусь к
международным договорам, регламентирующим порядок начисления и уплаты НДС.
Последнее обстоятельство весьма существенно в связи со стремлением Республики
Беларусь вместе с Российской Федерацией и Республикой Казахстан создать Единое
экономическое пространство.
Можно предположить, что нормы законодательства Республики Беларусь по уплате
НДС в ближайшие годы будут унифицированы с аналогичными нормами налогового
законодательства в Российской Федерации и Республике Казахстан. В связи с этим
весьма существенным для белорусских транспортных и экспедиторских организаций
является вопрос различия налоговых ставок в трех государствах. В Республике
Беларусь налоговая ставка НДС наиболее высокая, что предъявляет дополнительные
требования к эффективности организации налогового планирования белорусских
транспортных и экспедиторских предприятий. Последнее требование необходимо для
сохранения конкурентоспособности белорусских транспортных и экспедиторских
организаций на рынке Единого экономического пространства при отсутствии границ
и наличии одинаковых условий осуществления хозяйственной деятельности.
Порядок определения налоговой базы
В связи с усилением конкуренции на рынке транспортных и экспедиторских услуг
в рамках Единого экономического пространства весьма существенным фактором при
расчете НДС является вопрос определения момента фактического оказания
транспортных или экспедиционных услуг. Законодательством установлено 2
возможных варианта: «по оплате» или «по отгрузке».
Согласно п. 1 ст. 100 НК для плательщиков, у которых в соответствии с учетной
политикой выручка от реализации услуг в бухгалтерском учете определяется по
мере оказания услуг, момент фактической реализации услуг определяется как
приходящийся на отчетный период день оказания услуг. Днем оказания услуг
признается дата передачи оказанных услуг в соответствии с оформленными
документами (приемосдаточными актами и другими аналогичными документами).
Следовательно, на практике датой оказания услуг и, соответственно, датой
начисления НДС является дата, указанная в акте выполненных транспортных или
экспедиторских услуг.
Пунктом 2 ст. 100 НК установлено, что для плательщиков, у которых в
соответствии с учетной политикой выручка от реализации услуг в бухгалтерском
учете определяется по мере оплаты оказанных услуг, момент фактической
реализации услуг определяется как приходящийся на отчетный период день
зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в
случае реализации услуг за наличные денежные средства – как день поступления
указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня
оказания услуг. Иными словами, фактической датой начисления НДС для
транспортных и экспедиторских организаций, работающих «по оплате», является
дата поступления денежных средств на счета организации. При этом если денежные
средства не поступили на счета предприятия, то датой начисления и уплаты НДС
является 60-й день после подписания акта выполненных транспортных и
экспедиторских услуг.
Выбор метода определения выручки в целях налогообложения закрепляется в
учетной политике предприятия и является существенным фактором, влияющим на
уровень налоговой нагрузки предприятия, т. к. в условиях мирового финансового
кризиса расчеты между предприятиями замедлились. В таком случае выбор момента
определения выручки в целях налогообложения в совокупности с существующей на
предприятии системой расчетов с покупателями транспортных и экспедиторских
услуг является определяющим для расчета уровня налоговой нагрузки по НДС.
Рассмотрим на примерах особенности работы предприятия на условиях расчета за
оказанные услуги по предоплате и без предоплаты.
Пример1
Если предприятие оказывает транспортные услуги по предоплате, для него
несущественен выбор метода определения выручки в целях налогообложения.
Во-первых, НДС будет уплачиваться только после оказания услуг, что приравнивает
данное предприятие к предприятиям, определяющим выручку для налогообложения по
факту оказания услуг. Во-вторых, предоплата гарантирует, что налоги не будут
уплачиваться из собственных денег, а будут соответствовать полученной
предприятием выручке. Если предприятие работает без предоплаты, выбор метода
определения выручки в целях налогообложения является существенным. В таком
случае важным моментом является срок расчета за оказанные услуги, т. к. разрыв
между моментом оказания услуг и поступлением выручки на счета предприятия
означает, что НДС будет уплачиваться из собственных денег, если предприятие
определяет выручку для целей налогообложения по факту оказания транспортных
услуг.
В том случае, когда расчеты за оказанные транспортные и экспедиторские услуги
произведены до 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом,
предприятие не будет уплачивать налоги из собственных средств. Если же оплата
транспортных и экспедиторских услуг не произведена по истечении 60 дней после
подписания акта выполненных транспортных или экспедиторских услуг, предприятия
уплачивают НДС из собственных средств, при
этом начисленный НДС будет являться дополнительной налоговой нагрузкой,
которая «искусственно» увеличит налоговую нагрузку предприятия в отчетном
периоде.
Выбор метода определения выручки в целях налогообложения является одним из
элементов налогового планирования на предприятии, который позволяет
оптимизировать налоговую нагрузку предприятия в части ее равномерности по
периодам. Следовательно, в случае грамотного налогового планирования уплата НДС
увязывается с поступлением выручки предприятия и позволяет сохранять стабильный
уровень налоговой нагрузки на предприятии.
Последнее обстоятельство позволяет планировать денежные потоки на предприятии
с учетом сложившегося стабильного уровня налоговой нагрузки. Практика
показывает, что несбалансированность расчетов с покупателями в ситуации
определения выручки в целях налогообложения по факту оказания услуг может
привести к колебаниям налоговой нагрузки между месяцами в размере от 1 до 3%
выручки предприятия, что является весьма существенным фактором отвлечения
оборотных средств предприятия на расчеты с бюджетом.
Экспорт и НДС
При оказании транспортными и экспедиторскими организациями услуг на экспорт
важным моментом с точки зрения соблюдения внешнеэкономического законодательства
является вопрос сроков оплаты по экспортным операциям. Согласно п. 1. 4 Указа
Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения
и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178) резиденты обязаны
обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции при экспорте не позднее 90
календарных дней с даты оказания услуг. При этом п. 1. 5 Указа № 178
предусмотрено, что сроки завершения внешне-торговых операций могут быть
продлены (без взимания платы) по объективным причинам, подтвержденным
соответствующими документами, по заявлению резидента Национальным банком
Республики Беларусь (далее – Нацбанк) (его главными управлениями по областям) в
установленном им порядке.
Таким образом, Указом № 178 установлена обязанность транспортных и
экспедиторских организаций по обеспечению поступления выручки за оказанные
услуги не позднее 90 дней со дня подписания акта выполненных работ. При этом,
помимо непосредственно оплаты денежными средствами оказанных услуг, организации
в соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь,
Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8 могут
завершать внешнеэкономические операции путем:
* полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих
из внешнеторговых договоров при их исполнении;
* полного или частичного зачета встречных однородных требований при
исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному
договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между
нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;
* проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в
соответствии
с международными договорами Республики Беларусь;
* обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой
информации,
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных
работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;
* прекращения обязательств новацией;
* прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с
предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок
предоставления которого устанавливаются сторонами.
Наличие просроченной задолженности влечет наложение на транспортную или
экспедиторскую организацию административной ответственности в соответствии со
ст. 11. 37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях далее
– КоАП). Так, необеспечение должностным лицом при реализации внешнеторговых
договоров своевременного поступления денежных средств от экспорта услуг влечет
наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 2% от суммы незавершенной в
установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но
не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.
Таким образом, вся неполученная выручка может стать объектом
административного правонарушения. Данная выручка будет изъята в доход бюджета
при отсутствии со стороны предприятия контроля над сроками погашения
дебиторской задолженности по внешнеэкономическим договорам, связанным с
оказанием транспортных и экспедиторских услуг. При этом не поступившая
своевременно выручка влияет и на размер уплачиваемого предприятием НДС.
Применение нулевой ставки по работам (услугам) по сопровождению, погрузке,
перегрузке и иным подобным работам (услугам), непосредственно связанным с
реализацией товаров на экспорт, а также по экспортируемым транспортным услугам,
включая транзитные перевозки, возможно только после соблюдения предприятием
особого порядка подтверждения нулевой ставки. При этом перечень льготируемых
экспортных транспортных и экспедиторских услуг определен ст. 102 НК и включает
работы (услуги):
* по сопровождению товаров, включая услуги по охране;
* по погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта)
товаров;
* по хранению товаров;
* таможенных агентов.
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере 0%,
относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов,
пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным
и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо
за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через
территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее
территории.
Особенностью подтверждения нулевой ставки по экспортируемым транспортным и
экспедиторскимработам является отсутствие необходимости наличия документов,
подтверждающих факт оплатыданных услуг.
Пунктом 3 ст. 102 НК установлено, что основанием для применения ставки НДС в
размере 0% по работам (услугам), связанным с сопровождением экспортируемых
товаров, является представление плательщиком в налоговый орган по месту
постановки на учет этого плательщика копий следующих документов:
* договоров (контрактов) на выполнение (оказание) указанных работ (услуг),
заключенных
как с иностранными, так и с белорусскими организациями;
* документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с
указанием в них
реквизитов свидетельства о помещении товаров под таможенный режим экспорта,
реэкспорта и
разрешения на таможенный транзит вывозимых товаров, а в отношении товаров,
вывозимых на
территорию Российской Федерации, – с указанием реквизитов транспортных
(товаросопроводительных) документов о перевозке вывозимого товара на территорию
Российской Федерации.
При осуществлении таможенного оформления товаров непосредственно в пункте
вывоза реквизиты разрешения на таможенный транзит не указываются.
Согласно п. 4 ст. 102 НК экспортируемые транспортные услуги облагаются НДС по
ставке в размере 0% при оформлении их международными транспортными или
товарно-транспортными документами либо иными международными документами. Данное
положение распространяется и на оформленные бланками международного и
межгосударственного сообщения услуги по перевозке грузов, оказываемые
железнодорожным транспортом, следующим назначением на станции (порты)
иностранных государств.
Основанием для применения ставки НДС в размере 0% при реализации
экспортируемых транспортных услуг является представление плательщиком в
налоговый орган по месту постановки на учет реестра международных транспортных
или товарно-транспортных документов, экспедитором – реестра заявок (заданий или
иных документов) с указанием номеров международных транспортных или
товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых
транспортных услуг.
Применение нулевой ставки НДС при экспорте транспортных и экспедиторских
услуг возможно лишь при наличии подтверждающих документов. При этом факт оплаты
оказанных транспортными и экспедиторскими организациями услуг не является
обязательным требованием к применению нулевой ставки НДС, но является
обязательным для соблюдения требований внешнеэкономического законодательства.
Поэтому существует прямая взаимосвязь между порядком применения нулевой
ставки НДС в качестве элемента оптимизации налоговой нагрузки по НДС и
соблюдением предприятием внешнеэкономического законодательства. Оптимизируя
уровень налоговой нагрузки по НДС, предприятия не должны забывать о требованиях
внешнеэкономического законодательства во избежание штрафных санкций за
нарушение сроков поступления экспортной выручки. В противном случае штрафные
санкции за нарушение внешнеэкономического договора могут превысить
экономический эффект от применения нулевой ставки НДС.
Практический опыт показывает, что наличие в перечне услуг, оказываемых
транспортными и экспедиторскими предприятиями, международных грузоперевозок
является существенным фактором оптимизации уровня налоговой нагрузки на
предприятии. При этом в зависимости от доли транспортных и экспедиторских услуг
в общем объеме выполняемых предприятием транспортных и экспедиторских услуг
уровень налоговой нагрузки по НДС может составлять от 0 до 6% выручки
предприятия. При этом значение налоговой нагрузки по НДС «0%» на практике
встречается достаточно редко, т. к. деятельность транспортных и экспедиторских
предприятий всегда связана с операциями на территории Республики Беларусь, что
автоматически предполагает начисление НДС.
Внереализационные доходы и НДС
Помимо ошибок, обусловленных несоблюдением сроков оплаты по экспортным
операциям, важным моментом в исчислении НДС является вопрос включения в
налоговую базу штрафных санкций, связанных с исполнением договоров. Одной из
типичных ошибок является порядок налогообложения дополнительных выплат,
связанных с исполнением договоров.
Правовая справка. Пунктом 18 ст. 98 НК установлено, что налоговая база НДС
увеличивается на суммы, фактически полученные:
* за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены
их реализации
либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг),
имущественных прав;
* в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
На практике встречаются 2 типа ошибок, касающихся норм п. 18 ст. 98 НК.
Во-первых, предприятия иногда «забывают» о необходимости учитывать при
исчислении НДС дополнительные выплаты, связанные с нарушениями покупателями
(заказчиками) условий договора. К таким выплатам, как правило, относятся
бонусы, штрафы, пени, связанные с реализацией договора. В данной ситуации
рассматриваются расчеты только с покупателями (заказчиками), а не поставщиками
(подрядчиками), речь идет исключительно о выручке предприятия.
Второй тип ошибок обусловлен методологией бухгалтерского учета, порядком
учета штрафов в составе внереализационных доходов. Одной из методологических
ошибок ведения бухгалтерского учета предприятий является закрепление в учетной
политике различного порядка отражения в учете выручки предприятия и
внереализационных доходов. Законодательством установлен единый порядок
отражения в учете выручки и внереализационных доходов предприятий.
Согласно п. 18 Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации»,
утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26
декабря 2003 г. № 182, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором
были признаны соответствующие им доходы, независимо от времени фактического
поступления денежных средств для оплаты реализованной продукции (работ, услуг)
(допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если
организацией принят порядок признания выручки от реализации продукции (работ,
услуг) после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы
признаются после поступления оплаты (за исключением операционных расходов,
связанных с продажей внеоборотных активов) и наоборот.
Несоблюдение установленного законодательством порядка отражения в учете
выручки и внереализационных доходов может привести к ситуации «разрыва» в
порядке включения в налогооблагаемую базу, например, внереализационных доходов
в части штрафных санкций за нарушение договорных отношений. Последняя ситуация
возможна, когда выручка предприятия за оказанные услуги определяется по факту
выполнения услуг, а внереализационные доходы в форме штрафов, неустоек – по
факту оплаты штрафов, неустоек. В таком случае нарушаются сроки включения в
налогооблагаемую базу штрафов и неустоек.
Приведенное нарушение отражения в учете штрафов и неустоек влияет на
налоговую базу по НДС транспортных и экспедиторских организаций, работающих в
Республике Беларусь. Для предприятий, работающих на экспорт и применяющих
нулевую ставку, данное нарушение влияет не на порядок уплаты НДС, а на порядок
формирования налоговой базы по налогу на прибыль. В последнем случае штрафы и
неустойки уплачиваются в валюте. Соответственно, от даты включения штрафов и
неустоек в налоговую базу зависит правильность применения курса валюты и,
следовательно, исчисления налога на прибыль.
Порядок применения налоговых вычетов
В 2011 году сохранился общий подход к порядку использования налоговых
вычетов, за исключением некоторых редакционных изменений и изменений
уточняющего характера.
В ст. 107 НК уточнен порядок принятия к вычету НДС при ввозе товаров на
территорию Республики Беларусь: слова «таможенная территория» заменены на
«территория».
Также в указанную статью внесено уточнение, связанное со вступлением
Республики Беларусь в таможенный союз. С 1 января 2011 г. по товарам, ввезенным
с территории Казахстана, применяется порядок начисления НДС, аналогичный
порядку начисления НДС по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации в
2010 году. Иными словами, контроль за уплатой НДС по данным товарам
осуществляют не таможенные, а налоговые органы. Транспортным и экспедиторским
организациям необходимо знать все эти особенности для правильного оформления
документов по ввозу товаров из Российской Федерации и Республики Казахстан.
Еще одним редакционным изменением, важным для транспортных организаций,
приобретающих транспортные средства в лизинг, является уточнение перечня
документов, согласно которым НДС принимается к вычету. Вычет НДС по полученным
в аренду (финансовую аренду (лизинг) предметам производится на основании
договора и расчетных документов или первичных учетных документов, предъявленных
арендодателем (лизингодателем), в которых указаны сумма и ставка НДС.
Фактически государственными органами уточнено, что вычет НДС производится на
основании договора и платежных документов, в которых должна быть выделена сумма
«входного» НДС.
В 2011 году редакционные изменения коснулись и порядка принятия к вычету НДС,
который теперь применяется по товарам, ввезенным на территорию Республики
Беларусь, а не на таможенную территорию, как это было ранее. Согласно п. 6 ст.
107 НК вычетам подлежат:
* предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ,
услуг), имущественных прав независимо от периода погашения задолженности за
приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные
плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их
отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок
осуществляется плательщиком, – для плательщиков, определяющих момент
фактической реализации товаров по отгрузке товаров (работ, услуг);
* фактическиуплаченные плательщиком суммы НДС при приобретении товаров
(работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на территорию
Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок,
если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, – для плательщиков,
определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), по оплате
товаров (работ, услуг).
Выбор метода определения выручки в целях налогообложения весьма важен для
предприятий с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки для недопущения
переплаты НДС, сформированного в дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия. Так, при превышении в течение года размера дебиторской
задолженности над кредиторской организации предпочтительнее закрепить в учетной
политике метод признания выручки в целях налогообложения «по оплате». В данном
случае «входной» НДС в кредиторской задолженности меньше НДС к уплате в
дебиторской задолженности и налог в дебиторской задолженности не будет
учитываться при расчете НДС. Тем самым будет достигнута временная экономия в
уплате налога.
В ситуации, когда у предприятия в течение года дебиторская задолженность
меньше кредиторской, организации в целях налогообложения лучше закрепить в
учетной политике метод признания выручки «по отгрузке». В таком случае НДС к
уплате в дебиторской задолженности будет меньше НДС к зачету в кредиторской
задолженности, что будет учитываться при исчислении налога. Тем самым будет
достигнута налоговая экономия за счет налога, включенного в неплатежи
предприятия (дебиторскую и кредиторскую задолженность).
Пример2
Дебиторская задолженность на предприятии составила 120 млн руб. , в т. ч.
НДС-20 млн руб. ; кредиторская задолженность – 72 млн руб. , в т. ч. НДС – 12 млн
руб. Оплаченная выручка предприятия за месяц составила 120 млн руб. , в т. ч. НДС
– 20 млн руб.
Если предприятие работает «по оплате», то налоговая нагрузка по НДС
определяется только по сумме оплаченного налога и за месяц составит 16,67%
(20/120∙100). Если предприятие работает «по отгрузке», то налоговая нагрузка по
НДС определяется как по сумме оплаченного налога, так и по сумме налога,
включенного в дебиторскую и кредиторскую задолженность. За месяц налоговая
нагрузка по НДС составит 23,33% ((20 + 20 -12)/ 120 – 100).
Иными словами, при выборе метода фактической реализации «по оплате» налоговая
нагрузка по НДС на 6,66 процентного пункта ниже, чем при работе предприятия «по
отгрузке». Обратная ситуация возникает, когда кредиторская задолженность
превышает дебиторскую.
Приведенный метод налоговой экономии НДС является «временным», т. к. связан с
переносом сроков уплаты налога на более поздние сроки, при этом суммы
уплачиваемого налога не снижаются.
Существенной особенностью 2011 года является добровольный порядок ведения
книги покупок, являющейся по своей сути регистром налогового учета. Книга
покупок позволяет аккумулировать информацию о «входном» НДС. С 2010 года
ведение книги покупок устанавливается учетной политикой организации (решением
индивидуального предпринимателя). Форма книги покупок и порядок ее заполнения
утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Организация вправе в течение календарного года предусмотреть в учетной
политике ведение книги покупок (индивидуальный предприниматель – принять
решение о ведении книги покупок). В этом случае книга покупок ведется до
окончания соответствующего календарного года.
Применение книги покупок на практике имеет 2 аспекта, которые необходимо
учитывать транспортным и экспедиторским организациям при принятии ими решения
об отказе от ведения данного регистра налогового учета. К отрицательному
аспекту относится ситуация, при которой нарушение порядка ведения книги покупок
может трактоваться в качестве нарушения порядка ведения налогового учета, что
влечет наложение административных взысканий в соответствии с КоАП. Штраф
составляет от 4 до 20 базовых величин.
Положительный аспект ведения книги покупок связан с возможностью перепроверки
организациями правильности применения налоговых вычетов. При заполнении книги
покупок предприятия имеют возможность еще раз перепроверить все документы, в
которых выделен «входной» НДС, и тем самым избежать ошибок, связанных с
неверным определением «входного» налога. Неведение книги покупок повышает
вероятность допущения нарушений в порядке определения «входного» НДС.
Положительным аспектом ведения книги покупок является упрощение процедуры
проведения налоговых проверок. Так, при проведении налоговых проверок в части
принятия к вычету НДС налоговые инспекторы проверяют соответствие записей книги
покупок данным первичных бухгалтерских документов, что существенно сокращает
сроки проведения проверки предприятия.
Практика работы предприятий в 2010 году свидетельствует о диаметральных
подходах к вопросу ведения книги покупок. Окончательное решение о порядке ее
ведения каждое предприятие будет принимать самостоятельно, важно лишь помнить,
что излишнее упрощение налогового и бухгалтерского учета не всегда идет на
благо предприятия, т. к. чревато дополнительными ошибками. При этом наиболее
объективное мнение о необходимости ведения книги покупок могут сформулировать
предприятия, у которых налоговая проверка была проведена в 2010 году.
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения (далее -УСН) может применяться на
начальной стадии деятельности транспортных и экспедиторских организаций. Речь,
в частности, идет о вновь регистрируемых предприятиях либо о предприятиях,
созданных в результате реорганизации деятельности индивидуальных
предпринимателей. С 2011 года расширены критерии применения УСН за счет
увеличения размера выручки, при которой она применима.
Данные критерии связаны с видами деятельности, количеством работников и
выручкой предприятия. Деятельность транспортных и экспедиторских организаций
включена в перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно
применять УСН. Виды деятельности, при осуществлении которых запрещено
применение УСН, приведены в п. 5 ст. 286 НК.
Куда более существенными являются ограничения, касающиеся численности наемных
работников и размера выручки предприятия. Так, государством
исходя из численности наемных работников и выручки предприятия за год
установлено несколько систем налогообложения предприятий малого бизнеса,
связанных как с возможностью уплаты НДС, так и с возможностью применения
различных ставок налога, исчисляемого по УСН (см. табл. 1).
Таблица1. Варианты применения УСН в 2011 году
Вид предприятия
Налоговая база
Уплата НДС
До15 человек
Выручка до 1 177 млн руб. в год
Валовая выручка
По желанию
От 15 до 100 человек
Выручка от 1 177 до 3 090 млн руб. в год
Валовая выручка
Обязательно
Как видно из таблицы 1, в зависимости от численности работников и годовой
выручки предприятия могут применять 2 варианта уплаты налогов по УСН. Первый
вариант связан с выбором целесообразности уплаты НДС, второй – с обязанностью
предприятий по уплате наряду с налогом по упрощенной системе НДС.
При этом основным нововведением в 2011 году стало увеличение размера выручки
с 1 090 до 1 177 млн руб. для предприятий, которые уплачивают НДС по желанию.
Также с 2 861 до 3 090 млн руб. увеличен размер выручки, при котором возможно
применение УСН.
В зависимости от того, уплачивает предприятие НДС или не уплачивает,
законодательством установлены различные варианты налоговых ставок по УСН.
Вторым фактором, влияющим на размер налоговой ставки по УСН, является
месторасположение предприятия. Возможные варианты применения налоговых ставок
приведены в таблице 2.
Таблица2. Варианты применения ставок по упрощенной системе налогообложения в
2011году
Вид предприятия
Налоговая ставка упрощенная , %
Уплата НДС
Городская местность
Уплачивает НДС
8
Да
Не уплачивает НДС
6
Нет
Реализация на экспорт
3
Нет
Сельская местность
Уплачивает НДС
5
Да
Не уплачивает НДС
3
Нет
«Сельский» вариант понижения налоговой ставки по УСН приемлем для
транспортных организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки в
местности их регистрации. В противном случае данные организации обязаны
уплачивать налоги по УСН по общеустановленным ставкам. Последнее ограничение
делает практически невозможным применение