Техника движения материалов

Техника движения материалов — одна из важнейших составляющих Логистики. Она
отвечает за улучшение логистических процессов, а именно улучшение трех основных
целей логистики (увеличения качества, уменьшения времени, снижения затрат)
путем использования современных технических методов транспортирования.

Введение

Логистика

Система, состоящая из двух составных элементов:

* Техника движения материалов,
* Полная обработка информации.

Полем деятельности логистики является четкое управление движением
материальных и информационных потоков.

Материальный поток (физическое создание стоимости) движется по цепочке от
поставщиков к потребителям через производителя.Задачи, которые выполняются на
протяжении всего пути: закупка, снабжение, складирование, управление
производством, исполнение заказа, распределение готовой продукции.

В отличие от материального потока направление информационного потока как
обратнонаправленное — поток движется от потребителя к поставщику через
производителя, включая в себя планирование, предложение и заказ; так и
прямонаправленное от поставщика к потребителю, как сопроводительная информация
по материальному потоку.

Логистическая цепочка состоит из трех основных звеньев: поставщиков,
производителей и потребителей, которые в свою очередь могут представлять собой
целые системы. На основе этой цепочки логистика делится на 4 главных вида
логистики:

* Логистика снабжения — делится на логистику закупок и непосредственно
логистику снабжения и, соответственно, отвечает за закупку и снабжение
производства сырьем и материалами;
* Производственная логистика — отвечает за движение материалов и информации
в производственных процессах;
* Логистика сбыта — отвечает за дистрибуцию готовой продукции от
производителя к потребителям;
* Логистика утилизации отходов — главным отличием данного типа логистики
является её направление — она обратнонаправленная и в зависимости от конечной
цели, делится на редистрибуцию, репроизводство и утилизацию.

Но для обеспечения движения потоков по цепочке в одну или другую сторону
необходимы ещё две подсистемы логистики:

* Складская логистика — отвечает за хранение материалов или информации и
делится на 3 основных процесса: складирование, буферизация, сохранение;
* Транспортная логистика — отвечает за непосредственное передвижение
продукции из пункта А в пункт Б и делится на транспортировку (с помощью авиа,
ж/д, авто, водного или трубного транспорта) и транспортирование (с помощью, к
примеру, конвейеров, погрузчиков, стеллажей и т.п.)

Техника движения материалов

Техническое оборудование (механизмы, машины), подразделяющееся на три основные
элемента:

* Техника транспортирования,
* Техника хранения и передачи информации,
* Техника управления
Полем деятельности техники движения материалов является планирование,
организация и обеспечение экономичности логистических процессов.

Материальный поток — это сцепление всех процессов от добычи сырья, доработки
и переработки материалов, через производство вплоть до распределения готовой
продукции внутри определенной области. В частности, сюда относятся: обработка,
владение, транспортирование, буферизация, пребывание и складирование (VDI 3300)

Технику транспортирования можно разделить на следующие элементы:

* Упаковочная техника и техника создания транспортных единиц;
* Техника транспортирования;
* Техника складирования;
* Техника комплектации (комиссионирования);
* Техника владения;
* Монтажная техника;
* Погрузочно-разгрузочная техника;
* Информационная техника и техника управления.

Техника транспортирования

Механизмы, обеспечивающие транспортирование материалов, полем задач которых
является определение оптимальных конструкций механизмов и методов их применения.

Технику транспортирования можно разделить на следующие виды:

* Подъемные механизмы

* Краны

* Мостовой кран
* Башенный кран
* Портальный кран
* Автокран
* Плавающий кран
* и др.
* Серийные подъемные механизмы

* Бутылочный прокат
* Электропрокат
* Реечный (зубчатый) домкрат
* Козлы
* и др.
* Транспортные средства непрерывного действия

* Механические транспортные средства (конвейера)

* Ленточный конвейер
* Роликовый конвейер (рольганг)
* Ковшевый (вертикальный) конвейер (нория)
* Цепной конвейер
* Виброконвейер
* Шнековый (червячный) транспортер
* Подвесной конвейер
* и др.
* Гидравлические транспортные средства (трубопроводный транспорт)
* Пневматические транспортные средства (пневмотранспорт)
* Наземная техника

* Нерельсовая

* Тележка
* Тягач
* Подъемник
* Погрузчик
* Автоматические беспилотные системы
* и др.
* Рельсовые

* Сдвигаемая установка
* Вагонетка
* и др.
* Складская техника

* Складские установки

* Поддонный стеллаж
* Проездной стеллаж
* Прокручивающийся стеллаж
* Кассетный стеллаж
* и др.
* Техника обслуживания склада

* Вилочный погрузчик
* Ричтрак
* Штабелер
* и др.
* Техника комплектации
* Техника управления
* Особые области

* Лифты
* Фуникулеры
* Погрузочно-разгрузочная техника
* Техника владения
* и др.
Виды и свойства объектов транспортировки

Виды и свойства объектов транспортировки имеют огромное значение для
конструкции транспортеров. Различаютсыпучие и поштучные грузы.

Поштучные грузы — это отдельные единицы, например, ящик, мешок, упакованный
механизм,ящик для бутылок

или даже несколько ящиков на одном поддоне. Показателями поштучных грузов
являются:

* Габариты — длина, ширина, высота, вес
* Форма — кубический, продолговатый, с гладкой или шершавой поверхностью и
т.д.
* Особые свойства — громоздкий, бьющийся, штапелируемый, восприимчивый к
температуре и т.д.
Сыпучие грузы — это массовые грузы, например, песок, уголь, щебень, камни,
руда, мука и т.д. Они так же делятся на три группы:кусковые (камни),
гранулированные (щебень) и пылеобразные (мука) Показателями сыпучих грузов
являются:

* Насыпная плотность
* Угол насыпки
* Размер зерна
В зависимости от груза подбирается соответствующий метод транспортировки. Как
правило, различают два основных метода транспортировки:постоянный (конвейеры,
круговые фуникулеры, лифты непрерывного действия) ипериодические (краны,
бутылочные транспортеры, лифты, шахтные транспортеры, челночные фуникулеры)

Способность функционировать транспортеров постоянного или периодического
действия характеризуетсятранспортным потоком. Транспортный поток — это объём
груза (пропускная способность) за единицу времени. В зависимости от вида груза
и метода транспортирования, поток бываетпоштучный (шт/ед.вр.), массовый
(кг/ед.вр.) иобъемный (м3/ед.вр.)

У подъемных механизмов способность функционирования так же характеризуется
полезной и предельной нагрузкой.

Предельная нагрузка — это максимальный вес, который может поднять подъемный
механизм.
Полезная нагрузка — это предельная нагрузка за вычетом веса крепления и
такелажной оснастки.

Транспортирование сыпучих грузов

Транспортирование сыпучих грузов характеризуется массовым (lm) и объемным
потоком (lv). Оба потока связаны друг с другом насыпной плотностью (ρ).

lm=ρ·lv

При постоянной отгрузке действует: lv=A·v, где:

А — площадь поперечного сечения заполнения (м2)
v — скорость транспортирования (м/с)

При пульсирующей или тактовой отгрузке действует: lv=V·v/e, где:

V — максимальный объём захвата (например, ковша) (м3)
v — скорость транспортирования (м/с)
e — интервал между захватами (м)

Транспортирование поштучных грузов

Регулярная поставка — такт

lшт=1шт·v/s

λ = 1/T, где

lшт — штучный поток
v — постоянная скорость
λ — пропускная способность
Т — такт (Т = s/v)

Нерегулярная поставка

Среднее время поставки:

, где

при

ti — дискретное время поступления i-го груза
li — длина i-го груза
di — расстояние между i-тым и следующим грузами
— средняя скорость
Т — такт tm — самое вероятное время поступления груза

Вероятность поступления груза подчиняется законам теории Вероятности, а
именно нормальному распределению:

Для расчета наиболее вероятного времени поступления и величины ожидания можно
использовать следующие функции распределения:

Наименование Формула
tm
E(t)
Распределение DIRAC

T
T
Экспотенциальное распределение
0

Равномерное распределение
[a,b]
Логарифмическое распределение

Пропускная способность:

Причем при и

— граничная пропускная способность

Средства транспортировки, вспомогательные средства для погрузки и средства
формирования грузов

Транспортная техника делится на две основные категории: техника
транспортировки и техника транспортирования.

Техника транспортирования предназначена для транспортирования, распределения
и складирования грузов, а также перевозки пассажиров на ограниченные
расстояния, как правило, внутри области производства (погрузчик, автоматический
беспилотный погрузчик, мостовой кран, роликовый конвейер, ленточный конвейер и
т.д.).

Техника транспортировки осуществляет перевозку грузов и пассажиров по улицам,
рельсам, воде и воздуху. Бывает как ближнего, так и дальнего следования
(автомобиль, поезд, корабль, самолет и т.д.).

Транспортные системы состоят из трех составных элементов — транспортные
единицы (синоним: груз), процесс транспортирования и средства транспортирования
(синоним: транспортное средство)

Транспортная единица состоит из непосредственно транспортируемого товара
(деталь, короб, ящик) ивспомогательного средства для погрузки (поддон, короб,
кассета)

Процесс транспортирования заключается в исполнении двух главных задач:

* Организация транспортирования — все диспозитивные и контролирующие функции
по организации;
* Управление транспортированием — переработка информации для планирования и
реализации транспортирования.

Вспомогательные средства для транспортировки, складирования и погрузки

Все три термина имеют одно значение и общие функции:

* Образование унифицированной логистической единицы,
* Защитная функция за счет повышения транспортоспособности.
Переход к стандартным единицам обеспечивает предпосылки к механизации и даже
автоматизиции материальных потоков.

Основные средства транспортировки

1. Унифицированные кассеты/ящики
Кассеты являются полностью закрытым средством. Выполнены, в основном, из
пластмассы в форме стандартизированных ящиков или складских коробов. Главным
плюсом данных кассет является их модулярное построение — кассеты одного класса
хорошо штабелируются. Существует множество различных модификаций, габаритов и
грузоподъемностей.

2. Евро-поддоны
Поддоны предназначены для объединения множества грузов в единую транспортную
единицу, чтобы обеспечить более эффективную погрузку, транспортировку и
складирование.
Поддоны по Евро-стандарту имеют габариты 800 мм х 1200 мм; они
четырёхсторонние (погрузчик может захватить их с любой из четырёх сторон);
выполнены, как правило, из дерева, но существуют варианты и из искусственных
материалов; грузоподъемность — 1000 — 1500 кг.

3. Вспомогательные средства под евро-стандарт
Для удобства погрузки, транспортировки и складирования многие прочие средства
были модернизированны под евро-стандарт поддонов. Это, в первую очередь,боксы,
стальные контейнеры и решетчатые поддоны. Полностью закрытые средства.
Предназначены для перевозки и хранения мелкогабаритных и не штабелируемых
грузов, зато благодаря евро-стандартам приобретают возможность к штабелированию
и перевозке кранами.

4. Контейнер
Полностью закрытое средство транспортировки, предназначенное для перевозки
крупногабаритных и тяжелых грузов на большие расстояния с помощью средств
транспортировки (автомобили, суда и т.д.). В зависимости от груза, имеют
различные размеры и формы.
ISO-контейнеры имеют ещё одно назначение — их размеры позволяют максимально
эффективно размещать унифицированные кассеты/ящики.

Создание погрузочных единиц и упаковок

Примеры наиболее часто используемых упаковок

* Пакет
* Жестяная банка
* Бочка
* Бутылка
* Открытый ящик
* Сундук
* Мешок
* Коробка
* Тюбик
* Стеклянная банка
* Лоток
* Футляр
Палетирование

В русском языке укоренилось слово, обозначающее процесс укладки
(штабелирования) грузов на поддоны — палетирование.Палетирование — это
штабелирование отдельных единиц в штабеля, где каждый штабель состоит из одного
или нескольких слоев, а каждый слой из отдельных единиц и т.д. Единицы
штабелирования выкладываются по определенному рисунку в зависимости от самого
груза, чтобы обеспечить большую надежность.

Помимо ручного палетирования в мировой практике существует множество видов
механизированной и автоматизированной техники раскладки груза на поддоны.

Линии могут быть как однолинейными, так и многолинейными. Для палетирования
используют, как правило, три вида роботов: робот-рука, портальный укладчик,
столбовой (осевой) укладчик.

Так же в зависимости от укладываемого груза существует множество различных
механизмов захвата:

* Клещи
* Вилы
* Вакуумные присоски
* Бутылочный или канистровый захват

Обеспечение безопасности грузов

Вышерассмотренная упаковка помимо обеспечения возможности перевозки и
хранения, обеспечивает безопасность непосредственного продукта. Так же выше
рассмотрено, что для удобства транспортировки и хранения зачастую упакованные
единицы укладывают в штабеля на поддоны. Но не всегда это обеспечивает полную
безопасность груза, и поэтому необходимы специальные средства по её обеспечению.

Специальные средства обеспечения безопасности делятся на две группы:

* Внутренние средства обеспечения безопасности

* Специальный рисунок укладки
* Надпольная прослойка
* Средства обеспечения антискольжения
* Внешние средства обеспечения безопасности

* Частичная термоусаживающаяся пленка
* Полная термоусаживающаяся пленка
* Эластичные покрытия
* Обручевание/перевязка

Похожие записи