Часто говорится об увеличении расходов перевозчиков и ухудшающемся из-за
этого бизнес-климате. В последнее полугодие цены на топливо не отличались
постоянством, но если сравнивать теперешние цены с уровнем прошлого августа,
можно сделать один очевидный вывод – топливо подешевело. В представленной
таблице отмечена разница цен на топливо во всём ЕС.
На территории континентальной Европы цены уменьшились. Только на Кипре и
Мальте было зафиксировано подорожание топлива.
В Литве цена дизеля уменьшилась приблизительно на 3 евроцента. Можно только
завидовать Германии, Дании и Греции, где стоимость дизеля снизилась на более
чем 10-ти евроцентов. Правда, в этих странах дизель продолжает оставаться
гораздо более дорогим, чем в Литве.
Страна
Розничная цена на дизель в августе 2012 г.
Розничная цена на дизель в марте 2013 г.
Разница
Австрия
€ 1. 411
€ 1. 367
€ -0,044
Бельгия
€ 1. 558
€ 1. 494
€ -0,064
Болгария
€ 1. 380
€ 1. 340
€ -0,040
Кипр
€ 1. 379
€ 1. 428
€ +0,049
Чехия
€ 1. 451
€ 1. 416
€ -0,035
Дания
€ 1. 668
€ 1. 469
€ -0,199
Эстония
€ 1. 342
€ 1. 304
€ -0,038
Финляндия
€ 1. 558
€ 1. 552
€ -0,006
Франция
€ 1. 600
€ 1. 560
€ -0,040
Германия
€ 1. 552
€ 1. 436
€ -0,116
Греция
€ 1. 598
€ 1. 420
€ -0,178
Венгрия
€ 1. 573
€ 1. 452
€ -0,121
Ирландия
€ 1. 557
€ 1. 538
€ -0,019
Италия
€ 1. 734
€ 1. 702
€ -0,032
Латвия
€ 1. 375
€ 1. 311
€ -0,064
Литва
€ 1. 358
€ 1. 329
€ -0,029
Люксембург
€ 1. 320
€ 1. 242
€ -0,078
Мальта
€ 1. 350
€ 1. 380
€ +0,030
Голландия
€ 1. 525
€ 1. 500
€ -0,025
Польша
€ 1. 369
€ 1. 356
€ -0,013
Португалия
€ 1. 541
€ 1. 490
€ -0,051
Румыния
€ 1. 377
€ 1. 343
€ -0,034
Словакия
€ 1. 428
€ 1. 423
€ -0,005
Словения
€ 1. 389
€ 1. 381
€ -0,008
Испания
€ 1. 415
€ 1. 373
€ -0,042
Швеция
€ 1. 796
€ 1. 710
€ -0,086
Великобритания
€ 1. 796
€ 1. 700
€ -0,096
По данным Energy. eu
12-го марта Доктор наук Франц Мозер (Franz Moser) представил общественности
свою работу «Diesel – what else? » («Дизель — что ещё? »), в которой обратил
особое внимание на необходимость экономии топлива грузовыми транспортными
средствами. И стоимость топлива здесь не на последнем месте. По мнению учёного,
все расходы в секторе коммерческого транспорта поддаются точному подсчёту. По
утверждению Ф. Мозера, в зависимости от размеров двигателя и габаритов
коммерческого транспортного средства, расходы европейских перевозчиков были
сведены в следующую таблицу:
Расходы
Легковой коммерческий автомобиль
Коммерческий автомобиль среднего веса
Грузовой коммерческий автомобиль
На транспортное средство
30 %
30 %
33 %
На водителя
60 %
54 %
33 %
На топливо
10 %
16 %
33 %
Очевидно, что другие два аспекта — расходы на водителя и само транспортное
средство — остаются достаточно стабильными. Их подвергаются гораздо более
точному прогнозу, а их изменения более плавные, поэтому и влияние на работу
перевозчиков не такое заметное.
Вице-президент Литовской национальной ассоциации перевозчиков автомобилями и
председатель Совета грузового транспорта «Linavа» Мечисловас Атрошкявичюс
положительно оценивает стабильно положение на топливном рынке: «Цены на топливо
очень важны. Наверное, это даже самое главное. Их часть в расходах перевозчиков
самая большая. Сейчас активно обсуждаются цены на книжки ТИР и прочие темы,
однако они не так важны и не оказывают такого влияния, как стоимость топлива. В
зависимости от маршрута, стоимость топлива может составить от 30-ти % до 50-ти
% всех расходов».