Важность маркировки грузов в логистическом процессе

(Маркировка груза (cargomarking)

При заключении договора поставки важно понимать не только то, как упакован
товар, но и как это соотносится с требованиями законодательства к такому роду
грузов в Республике Беларусь. Предъявляемые грузоотправителем к перевозке
тарные и штучные грузы, упакованные в грузовые единицы должны иметь маркировку
(ГОСТ 14192-96), соответствовать требованиям стандартов на продукцию
(определяется на стадии заключения договора закупки товара) и Правил перевозки
грузов на разных видах транспорта.

Маркировка, известная также как «погрузочная разметка», выполняет следующие
задачи:

* идентифицирует груз для перевозчиков и других лиц, вовлеченных в
логистический процесс и имеющих с ними дело во время перевозки, складирования
или транзита;

* указывает грузополучателю на соответствующий порядок и соответствующую
деятельность для обеспечения правильной доставки, хранения груза;
* позволять отличить груз одного получателя от остальных грузов;
* предупреждает об опасностях, которые может нести с собой перевозимый
(хранимый) груз в случае ненадлежащего с ним обращения;
* сокращает время, трудоемкость обработки груза на всех логистических
операциях ;
* обеспечивает безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д.

Классификация маркировки

* товарная;
отправительская;

* транспортная;
* специальная
Маркировка должна включать общие сведения о грузе:

* наименование производителя;
* наименование отправителя (поставщика) груза;
* наименование получателя груза;
* пункт назначения;
* пункт отправления;
* общие сведения о грузе;
* номер договора;
* номер места (при отправке сборным грузом)
* возможную идентификацию;
* манипуляционные знаки (например, “Не кантовать”, “Верх”, “Низ”, “Стекло” и
т.п.);
* указания о нахождении инструкции или документации и пр.;
* вес брутто/ нетто.

Несоответствие маркировки продукции при поставках:

* может быть самостоятельным видом нарушения договорных обязательств,
вызывающим проблемы с грузом при поставках;
* чаще всего являются в договоре отдельными обязательствами, по которым
могут предусматриваться специальные санкции.
Основные требования к маркировке грузов отражены в нормативных документах –
см. таблицу 1. Таблица 1

Документ Вид маркировки
Цели нанесения

ГОСТ 14192-96

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки,экологические
знаки,основные, дополнительные и информационные надписи.

Устанавливает общие правила маркировки грузов, в том числе поставляемых на
экспорт

На тару и упаковку, которые после использования могут быть подвергнуты
вторичной переработке, наносят маркировку с применением знака — «лента Мебиуса».

ГОСТ 19433 -88

Маркировка опасных грузов

Маркировка опасных грузов,классификация

должна соответствовать требованиям национальной технической документации

ГОСТ 14192-96

(новое введение)

Допускается наносить на тару экологическую маркировку

Идентифицирует тару и упаковочные материалы, подвергающиеся утилизации
(вторичной переработке)

Указывает на необходимость защиты окружающей среды — не сорить, поддерживать
чистоту и сдавать использованную тару для переработки».

национальная техническая документация

Оформление ярлыка (этикетки) для отправки, транспортирования и приемки грузов

Общие требования к оформлению ярлыка (этикетки) для отправки,
транспортирования и приемки грузов с линейными символами штрихового кода и
двумерными символами устанавливают в национальной технической документации

ГОСТ 14192-96

Нанесение дополнительной маркировки с использованием машиночитаемых носителей
данных (символов линейного штрихового кода, двумерных символов, а также
радиочастотных меток).

на упаковку (транспортный пакет

По согласованию между торговыми партнерами и транспортными организациями на
упаковку (транспортный пакет), груз

ГОСТ 30819-2002

Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация
транспортируемых единиц для автоматизации управленческих операций

Указанная маркировка предназначена для автоматизации управленческих операций,
связанных с процессами отгрузки, транспортирования и приемки грузов. Информация
на машиночитаемом носителе данных служит ключом для доступа к соответствующей
базе данных, содержащей детальную информацию о транспортируемой единице,
включая информацию, передаваемую путем электронного обмена данными.

ГОСТ 30819-2002

присвоение уникального идентификатора транспортируемых единиц

Рекомендуется каждой транспортируемой единице

Виды надписей транспортной маркировки

Вид маркировки

Содержание надписи

Обозначение надписи

Транспортная маркировка

Манипуляционные знаки

изображения, указывающие на способы обращения с грузом

Основные надписи

полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование
грузополучателя;

Дополнительные надписи

Информационные надписи

а) Основные надписи в транспортной маркировке

№ п/п

Содержание надписи

1

полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование
грузополучателя;

2

наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или
порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция
(порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное
наименование дороги (пароходства) назначения

3

количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии
указывают дробью: в числителе — порядковый номер места в партии, в знаменателе
— количество мест в партии.

4

количество грузовых мест следует указывать при перевозке следующих грузов:

* разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные
сорта хлопка в кипах);

* однородных грузов в разнотипной таре;
* однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
* комплектов оборудования;
* грузов в одном вагоне мелкими и малотоннажными отправками.

б) Дополнительные надписи в транспортной маркировке

№ п/п

Содержание надписи

1

полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование
грузоотправителя;

2

наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции
отправления и сокращенное наименование дороги отправления;

3

надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения
устанавливаются правилами транспортных министерств).

в) Информационные надписи в транспортной маркировке

№ п/п

Содержание надписи

1

масса брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы
нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и
нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке,
характеризующей упакованную продукцию;

2

габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или
диаметр и высота).

Примечание: Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных
размеров не превышает Iм при транспортировании груза на открытом подвижном
составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.

Манипуляционные знаки в маркировке

Манипуляционные знаки- изображения, указывающие на способы обращения с грузом.

Необходимость нанесения и виды применяемых манипуляционных знаков на груз
определяются стандартами или техническими условиями на продукцию.

При отсутствии стандартов допускается применять предупредительные надписи,
если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом
(пример).

Составила Мария Пиута

Похожие записи