Экономический фактор

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельянинов,
комментируя ситуацию с доставкой украинских грузов, не раз подчеркивал, что
«таможенная служба действует в рамках своей компетенции, не нарушая
международных обязательств».

С формальной точки зрения к действиям отечественной ФТС придраться фактически
нельзя. Более того, в ведомстве полагают, что «итальянская забастовка» на
российско-украинской границе давно назрела и отвечает сегодняшним интересам
России. Почему это так, рассказывает Владимир Жарихин, заместитель директора
Института стран СНГ.

Конечно, подделка накладных или ненадлежащее заполнение документов — это не
проблема исключительно украинских производителей. Иначе бы нам незачем было
содержать такую дорогую ФТС. Однако до последнего инцидента в отношении Украины
действовал некий режим особого благоприятствования, ведь эта страна находится в
зоне свободной торговли СНГ. Поэтому таможня проверяла все украинские грузы по
предельно упрощенному порядку, закрывая глаза на вполне реальные нарушения.
Однако украинское руководство должно понимать: нельзя находиться в двух
торговых зонах одновременно и пользоваться привилегиями обеих. Придется
выбирать между СНГ и Европой.

К слову сказать, те самые «профили риска», на которые жалуются украинские
производители, существуют и в странах ЕС. Причем не просто существуют, а
содержат названия большинства украинских компаний. Поэтому украинские грузы на
границах с ЕС проверяются так же тщательно, как они недавно стали проверяться
на границе с Россией.

Обеспокоенность наших властей понятна. После подписания договоров с ЕС Украина
сможет свободно импортировать европейские товары, а потом, искажая документы об
их происхождении, реэкспортировать все в Россию, получая немалую прибыль.
Однако расчет Украины на то, что наша таможня будет по-прежнему невнимательно
относиться к документации, прилагаемой к товару, видимо, не оправдается.

Нельзя недооценивать роли экономического фактора во всем происходящем. Стоит
учесть, например, что главный недовольный нашей таможней — глава Федерации
работодателей Украины Дмитрий Фирташ — имеет свой бизнес в Восточной Европе.
Если бы реэкспортные схемы заработали, он, вероятно, смог бы воспользоваться их
преимуществами и теперь крайне возмущен несговорчивостью Москвы. Шумиха,
возможно, была поднята в расчете на то, что Россия испугается политических
последствий и пойдет на смягчение условий для Украины. Но это было бы
нонсенсом, по крайней мере, с правовой точки зрения.

Нынешнее ужесточение таможенных норм стало своеобразной тренировкой перед
возможным ноябрьским ответом на новые экономические отношения Украины с ЕС. И
тренировка прошла хорошо: ФТС в короткие сроки смогла установить серьезный
контроль над грузами на одном из самых «расслабленных» своих направлений,
продемонстрировав, что Россия настроена крайне решительно. В конце концов,
товарооборот с Украиной занимает у нас только 3 процента внешнеторговых
отношений, проблем мы не почувствуем.

КоммерсантЪ