Налоговая и таможенная службы могут объединиться, продолжив тренд укрупнения
властных структур. На территории России уже есть регион, где функции двух
ведомств объединены: до 2015 года особый порядок сбора налогов и таможенных
платежей действует в Крыму.

В России уже действует финансовый мегарегулятор, две недели назад первый
вице-премьер Игорь Шувалов дал понять, что не против создания антимонопольного
мегарегулятора, анонсировав объединение Федеральной антимонопольной службы
(ФАС) и Федеральной службы по тарифам. Но в правительстве обсуждается также
идея объединения Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной
службы (ФТС), рассказал РБК высокопоставленный источник в правительстве и
подтвердил источник в ФНС. Но мегарегулятором новое ведомство не станет — оно
останется правительственной структурой. Предполагается, что объединенную
структуру возглавит руководитель ФНС Михаил Мишустин.

По словам источника в правительстве, с Мишустиным и с руководителем ФТС
Андреем Бельяниновым уже были проведены встречи по поводу объединения двух
служб.

В пресс-службе ФНС отказались от комментариев. Комментарий пресс-службы ФТС
получить не удалось. «Мне ничего неизвестно [о возможном объединении ФНС и
ФТС], воспринимаю эту информацию как слух», — сказал РБК замруководителя ФТС
Руслан Давыдов.

Федеральный чиновник, присутствовавший на закрытой части коллегии ФАС 12
марта, рассказал о кулуарной беседе нескольких чиновников о возможном
объединении ФНС и ФТС. Присутствовавший первый вице-премьер Игорь Шувалов в
дискуссии участия не принимал, но разговор внимательно слушал, говорит он.

Глава рабочей группы по разработке «дорожной карты» по совершенствованию
таможенного администрирования, вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло
не слышал о возможном слиянии двух ведомств. По его словам, предложения
«Деловой России» о передаче фискальных функций из ведения ФТС налоговикам (ФТС
отвечает за таможенный НДС) в последние годы «довольно резко отвергались
таможенной службой».

Единые фискальные ведомства, объединяющие налоговую и таможенную службы,
существуют и в других странах, например в Великобритании и Германии,
рассказывает старший юрист практики внешней торговли и таможенного права
Goltsblat BLP Владислав Сафонов. В Германии таможенная служба является
департаментом Министерства финансов. Но есть и обратные примеры. Например, в
США таможню курирует отдельное ведомство, которое также охраняет границы (U.S.
Customs and Border Protection). Оно подчинено Министерству национальной
безопасности.

На Украине налоги, сборы, таможенные платежи и единый социальный взнос до
последнего времени администрировало единое ведомство — Министерство доходов и
сборов (сейчас его функции распределены на две структуры). Такой способ сбора
бюджетных доходов сохраняется в Крыму после его присоединения к России на
переходный период до 2015 года. Таким образом, Крым может стать своеобразным
полигоном для обкатки идеи объединения ФНС и ФТС.

Объединение ФНС и ФТС эксперты считают логичным, поскольку сейчас ряд их
функций дублируется. «Если товар ввозится в Россию, допустим, из Казахстана,
таможенный НДС уплачивается через налоговую инспекцию, — приводит пример
руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. — Но если
тот же налогоплательщик ввозит товар из-за пределов Таможенного союза, налог
уплачивается через таможенный орган».

Объединять оба ведомства нужно в рамках Минфина, «примерно как это было во
времена СССР», считает партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
Юрий Федоров. В результате улучшится взаимодействие между двумя основными
направлениями наполнения бюджета (ФТС в 2013 году перечислила в бюджет 6,565
трлн руб., ФНС — 11,3 трлн, в том числе 5,4 трлн в федеральный бюджет), а
многие отчетные формы, которые сейчас частично дублируют друг друга из-за
различий в ведомственных подходах, упростятся, ожидает юрист.

Но у обеих служб есть множество специфичных функций, как их совместить в
рамках единого ведомства — самый важный вопрос объединения. Например, ФТС
сейчас занимается оперативно-разыскной деятельностью, возбуждением уголовных
дел (в основном в связи с декларированием товаров и иностранной валюты), ФНС же
правоохранительные функции не свойственны, отмечает Иван Чемичев. Он допускает,
что из единой службы они будут переданы силовым структурам.

Владислав Сафонов напоминает, что статус ФНС и ФТС уже менялся. До 2006 года
ФТС была подведомственна Министерству экономического развития и торговли,
сейчас же находится в непосредственном подчинении у правительства. Налоговое
ведомство, напротив, более десяти лет назад утратило свой министерский статус и
с тех пор структурно подчинено Минфину.

РБК daily