Таможня проиграла спор по вопросу определения мест таможенного оформления
лекарственных средств и фармацевтики.

19 февраля 2014 года Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации в рамках дела № ВАС-19954/13 признала недействительным и отменила
приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 13.04.2011 № 779
«О компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области,
по совершению таможенных операций в отношении товаров, классифицируемых в
товарных позициях 3002, 3003, 3004 ТН ВЭД ТС».

Напомним, что в соответствии с указанным приказом были определены таможенные
органы Московской области, которые были вправе совершать таможенные операции в
отношении некоторых товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза
автомобильным и железнодорожным транспортом. Это кровь человека и животных,
приготовленная, чтобы использовать в терапевтических, профилактических или
диагностических целях. Иммунные сыворотки и прочие фракции крови и
модифицированные иммунологические продукты. Вакцины, токсины, культуры
микроорганизмов (кроме дрожжей) и аналогичные продукты. Лекарственные средства
для терапевтических или профилактических целей. Речь идет о товарах, помещаемых
под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Соответствующей компетенцией были наделены Давыдовский таможенный пост
Московской областной таможни, ОТО и ТК № 2 данного поста, Каширский,
Лыткаринский и Мамонтовский таможенные посты этой же таможни.

Другие таможенные органы столицы и Московской области не обладали такой
компетенцией. Исключение — таможенные операции, связанные с применением
таможенного транзита.

По мнению российского импортера, обратившегося в ВАС РФ с заявлением об
оспаривании указанного приказа ФТС РФ, Приказ наделяет отдельные
неспециализированные таможенные органы исключительной компетенцией по
совершению таможенных операций в отношении товаров классифицируемых в товарных
позициях 3002, 3003, 3004 Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Таможенного союза, что противоречит положениям части 4 статьи 10 и
статье 205 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации».

Кроме того, участник ВЭД в судебном заседании указал, что оспариваемый приказ
нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности, так как создает необоснованное препятствие для
реализации права на подачу декларации при ввозе товаров, классифицируемых в
товарных позициях 3002, 3003, 3004 ТН ВЭД ТС, любому таможенному органу,
правомочному их принимать и незаконно возлагает обязанности по таможенному
декларированию товаров ограниченному количеству таможенных органов, независимо
от волеизъявления декларанта.

В подтверждение нарушения своего права заявитель представил лист отказа в
регистрации декларации на товар, в соответствии с которым, обществу было
отказано в принятии декларации в связи с тем, что Вашутинский таможенный пост
Московской областной таможни не входит в перечень, указанный в приложении к
оспариваемому Приказу.

В судебном заседании представители Федеральной таможенной службы пояснили, что
таможенные органы, указанные в перечне оспариваемого Приказа были определены
исходя из наличия складов временного хранения, соответствующим определенным
требованиям для хранения товара, классифицируемого в товарных позициях 3002,
3003, 3004 ТН ВЭД ТС, наличия лабораторий.

Кроме того, согласно позиции таможенников, издание Приказа было направлено на
оптимизацию процессов декларирования и таможенного контроля, обеспечению
единообразного применения норм таможенного законодательства Таможенного союза.

Судебная коллегия, признавая приказ таможенного ведомства недействующим,
указала на несоответствие позиции таможни положениям части 2 статьи 205 Закона
о таможенном регулировании.

Согласно указанной норме, ФТС вправе устанавливать определенные таможенные
органы для декларирования отдельных видов товаров только в случаях создания в
специализированных таможенных органов.

В тоже время, представители таможенной службы пояснили в суде, что указанные в
Приказе таможенные органы не являются специализированными и не создавались
непосредственно для совершения таможенных операций в отношении товаров,
классифицируемых в товарных позициях 3002, 3003, 3004 ТН ВЭД ТС.

С учетом изложенной позиции, ВАС РФ сделал вывод, что ФТС России незаконно
наделило отдельные неспециализированные таможенные органы компетенцией по
совершению таможенных операций в отношении указанных категорий товаров, а
следовательно необоснованно ограничило право декларанта, предусмотренное частью
1 статьи 205 Закона о таможенном регулировании.

ExpertFT