СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
Изменения в таможенно-тарифном регулировании после присоединения России к ВТО.
* Краткие сведения Всемирной торговой организации (ВТО)
* Единая товарная номенклатура Таможенного союза
* Новый Единый таможенный тариф Таможенного союза.
* Изменения ставок вывозных таможенных пошлин в экспортном тарифе.
* Единое нетарифное регулирование на территории Таможенного союза
* Особенности и порядок обращении продукции, подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза.
Взаимное признание аккредитации органов по сертификации (подтверждению
соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по
подтверждению соответствия.
* Применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на территории
Таможенного союза (перечни товаров, формы документов, порядок осуществления
контроля, и т. д. ).
2. Таможенный кодекс Таможенного союза и Закон «О таможенном регулировании в
РФ»: основные положения таможенного законодательства
* Таможенный контроль: сроки, формы и порядок проведения
* Выпуск товаров: сроки выпуска, выпуск до подачи декларации, условный
выпуск, отказ в выпуске
Новеллы в части декларирования товаров:
* предварительное декларирование
* неполная таможенная декларация
* периодическое и временное периодическое таможенное декларирование
* особенности декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в
том числе в некомплектном или незавершенном виде, а также товаров различных
наименований, содержащихся в одной товарной партии
* новые технологии таможенного оформления товаров: электронное
декларирование, удалённый выпуск, предварительное информирование.
3. Правила и порядок ведения реестра юридических лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела
* таможенных представителей,
* таможенных перевозчиков,
* владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов
беспошлинной торговли
4. Уполномоченный экономический оператор:
* упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору
* условия и порядок получения статуса
* приостановление действия и отзыв свидетельства, исключение из реестра
уполномоченных экономических операторов
5. Таможенные платежи:
* порядок и особенности исчисления, уплаты, взыскания и возврата
* способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
* возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных
пошлин, налогов и иных денежных средств
* взыскание таможенных платежей
6. Особенности и порядок применения таможенных процедур
* выпуск для внутреннего потребления
* экспорт
* таможенный склад
* переработка на таможенной территории и вне таможенной территории
* переработка для внутреннего потребления
* временный ввоз и вывоз
* реимпорт и реэкспорт
* таможенный транзит
* Дорожная карта по совершенствованию таможенного администрирования.
7. Законодательство Таможенного союза по вопросам таможенной стоимости товаров
* Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).
* Таможенный кодекс Таможенного союза о таможенной стоимости товаров;
* Соглашение по определению таможенной стоимости товаров, перемещаемых через
таможенную границу Таможенного союза;
Решения Комиссии таможенного союза по вопросам таможенной стоимости товаров:
* порядок декларирования таможенной стоимости товаров
* порядок контроля таможенной стоимости товаров
* порядок корректировки таможенной стоимости товаров
8. Практические проблемы заявления, контроля и корректировки таможенной
стоимости товаров
* решения, принимаемые таможенными органами в ходе таможенного контроля
* дополнительная проверка заявленной таможенной стоимости товаров
* корректировка таможенной стоимости товаров
* порядок обжалования в арбитражных судах решений таможенных органов по
вопросам корректировки таможенной стоимости.
1. Изменения в таможенно-тарифном регулировании после присоединения России к
ВТО.
1. 1. Краткие сведения Всемирной торговой организации (ВТО)
Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 153 страны или таможенные территории
Штат Секретариата: около 640 сотрудников
Глава: генеральный директор
Бюджет: 196 млн. швейц. франков.
1. 2. Цели и принципы:
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с
1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою
деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические
отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского
раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг. ). Эти документы
являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего
форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их
многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и
договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и
ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых
соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав
интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с
совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами
организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения
торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития
мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП)
под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая
Уругвайский, и продолжается девятый.
Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и
обеспечении справедливых условий конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
– взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в
торговле;
– взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам
иностранного
происхождения;
– регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
– отказ от использования количественных и иных ограничений;
– транспарентность торговой политики;
– разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
Важнейшими функциями ВТО являются:
– контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов
Уругвайского раунда;
– проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными
странами-членами;
– разрешение торговых споров;
– мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
– техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
– сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
* получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и
услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со
странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
* устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по
разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если
они ущемляются партнерами;
* возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических
интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил
международной торговли.
Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и
юридических документов, объединенных термином “Многосторонние торговые
соглашения” (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО
представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений),
нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли
товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и
других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об
учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
Приложение 1А:
Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Наименование соглашения
Краткое описание
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в
этой сфере
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в
этой сфере
Соглашение по сельскому хозяйству
Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и
механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в
этом секторе.
Соглашение по текстилю и одежде.
Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм
Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля
Соглашение по техническим барьерам в торговле.
Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур
сертификации
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей
Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут
влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие
Ст. III ГАТТ (Национальный режим) и Ст. XI (Запрет количественных ограничений)
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров)
Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров
Соглашение по предотгрузочной инспекции.
Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций
Соглашение по правилам происхождения
Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов,
нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров
Соглашение по процедурам импортного лицензирования.
Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на
борьбу с субсидированием
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг)
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу
Соглашение по защитным мерам
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему
импорту
Приложение 1В:
Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в
этой сфере
Приложение 1С:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной
собственности
Приложение 2:
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи
с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО
Приложение 3:
Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО
Приложение 4:
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения
* Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет
обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
* Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает
процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для
государственных нужд)
Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4)
состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам завершившего
Уругвайский раунд министерского совещания в Марракеше (Марокко) в 1994г. , а
также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные
условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней
национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет
документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц.
Существуют также т. н. секторальные тарифные инициативы (вариант «ноль на
ноль», “гармонизация торговли химическими товарами”, “текстильная
гармонизация”), участники которых берут на добровольный основе обязательства по
максимальной либерализации доступа в соответствующие секторы национального
рынка. Участниками секторальных инициатив в основном являются развитые
государства.
Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, – неизменными
остаются базовые принципы ГАТТ/ВТО. В рамках ВТО постоянно идет работа по
совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и
тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. В
ходе продолжающихся МТП рассматриваются возможности включения в сферу
деятельности ВТО новых актуальных вопросов.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая
представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже
одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по
принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере
необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов
созываетсяГенеральный Совет, состоящий из представителей всех участников
организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по
разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию,
Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса,
Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и
окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других
органов.
Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО.
С 1 сентября 2005 г. им стал французПаскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС.
Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по
торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих
Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в
которых открыто для всех участников ВТО. Также функционируют другие
специализированные органы.
Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве
(Швейцария), в структурных подразделениях которого занято более 600 человек.
Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский.
Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса,
хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по
товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер)
принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства
участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как
правило, путем консенсуса).
Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями
организации стали все Договаривающиеся Стороны – участники ГАТТ (128
государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и
ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 153 государства,
причем только 25 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария (1996г. ),
Монголия, Панама (1997г. ), Киргизия (1998г. ), Латвия, Эстония (1999г. ),
Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г. ), Литва, Молдова (2001г. ),
Китай (2001г. ), Тайвань (2002г. ) и Армения (2003 г. ), Македония (2003г. ), Непал
(2004г), Камбоджа (2004г. ), Саудовская Аравия (2005г. ), Вьетнам, Тонга
(2007г. ), Украина, Кабо Верде (2008г. )
Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее
большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства
СНГ находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в
различных структурах ВТО, в т. ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР,
региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует
Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся
странам в сфере мировой торговли.
Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за
полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов.
Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на
Россию.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное
рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и
торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия
нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об
условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и
переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми
заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению к ВТО.
Прежде всего переговоры касаются “коммерчески значимых” уступок, которые
присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее
рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и
услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по
Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей
группы).
В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми
обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее
дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны
какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей
жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для
безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных
переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения
оформляются следующими официальными документами:
* Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые
страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
* Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню
поддержки сельского хозяйства;
* Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ
(режим наибольшего благоприятствования);
* Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение
их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической
деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным
законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов,
согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом.
После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета
документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат
получает статус члена ВТО.
Товары
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по
1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению
таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения
оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии, в
результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994), основные принципы были
расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были
созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной
собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.
ГАТТ в новой
редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле
товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких
как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например,
государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и
действий, предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа
на рынок.
Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее
благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые
условия торговли для всех участников ВТО, инационального режима, при котором
импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима,
также путемотмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных
тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования
товарооборота, а такжегласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов
стран-участниц.
Услуги
Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их
поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом,
коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, – были впервые
документально закреплены в новомГенеральном соглашении о торговле услугами
(ГАТС). Однако в силу
специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и
национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые
индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит
выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых
они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для
иностранной конкуренции.
Интеллектуальная собственность
Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой
свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в
которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена
в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной
собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические
названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы
(дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например,
торговые секреты.
Разрешение споров
Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает
создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в
ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной
поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов
группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с
соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе
свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту
1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего
периода существования ГАТТ (1947-94 гг. )
Обзор политики
Задача механизма обзора торговой политики заключается в
усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в
оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается
регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей
страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран –
членов организации.
1. 4. Справка по обязательствам России при вступлении в ВТО
А). Обязательства по товарам
Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с
ранее действующим тарифом следующие:
ЕТТ: средневзвешенная
ВТО:
средневзвешенная
Вся номенклатура
10,293
11,850
7,147
С/х товары
15,634
15,178
11,275
Промышленные товары
9,387
11,256
6,410
Примечания: расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной
таможенной статистики поставок из «дальнего зарубежья» в 2008-2010 гг.
Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют
2-3 года. По наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет.
По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального
уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже
нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30%
ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.
В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного
уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит
порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части
промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия
снижение составит порядка 4,4 процентных пункта.
Обязательства в отношении отдельных товарных групп:
* Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 – 5% до 6,5 – 5% в
течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут
снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до
2-3%).
* Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве
случае не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с
10 до 6,5%-5%. В тех же случаях, когда снижение более существенным
(косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые
изделия из пластмасс) – оно будет происходить в течение 5-6-летнего переходного
периода.
* Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое,
строительное, научное и измерительное оборудование.
* В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры,
средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и
электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%.
* В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к
ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию российского тарифа периода до
2009 года. Нановые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25% до 15%
в течение 7 лет, причем снижение происходит в основном в течение последних 3
лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и
потребителей, с другой – позволит в полном объеме реализовать крупные
инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству
автомобилей в России. При этом пошлины настарые автомобили ( бывшие в
употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в
течение переходного периода.
* На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно – с 15 до 12,5 –
12% за 1-3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины
снизятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.
* Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25
до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1
января 2010 г. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций
чая и кофе в основном снижаться не будет.
* Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних
животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России
овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и
т. п. ), в особенностей овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импортсырья,
недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной
сыворотки).
* С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного
квотирования при импортеговядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима
тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания
действия режима тарифных квот на свинину – 31. 12. 2019 г.
Условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, мясу птицы
и свинины – ужесточатся.
Б). Обязательства по услугам
Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов,
предусмотренных классификацией ВТО). Однако, в подавляющим большинстве случаев
обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе
регулирования.
Основным исключением из этого правила является сектора страхования, в котором
общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а
49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний,
занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в
51%-ое ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет.
При этом с 2004 года в 49%-ое ограничение иностранного участия в капитале
страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не
применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС.
Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России
«прямых» филиалов иностранных страховых компаний – однако, ограничения,
предусмотренные нашими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов
условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям
учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает
эту филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.
В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более
жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет
при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю
алкоголем.
В). Системные обязательства
Лицензирование импорта
В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время систему
лицензирования импорта и видов деятельности (за исключением перехода к
автоматическому лицензированию импорта алкоголя).
Сохраниться система уведомлений в отношении товаров содержащих
криптографическую составляющую.
Субсидии
Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются
обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено будет
осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии,
получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров
(например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только
отечественной или использования отечественных компонентов в производстве). Доля
таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России
крайне не велика и носит точечный характер, в то время как системные меры
поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ
правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения
объема субсидирования.
Особые экономические зоны
Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской
ОЭЗ льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать
инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством.
Промсборка
Переходный период, в течение которого могут сохраняться противоречащие
правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и
автокомпонентов, является беспрецедентным в истории ВТО по объему изъятий с
экономической и правовой точки зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018
года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость
инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные
инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных
соглашений.
Охрана прав интеллектуальной собственности
В ходе переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ВТО,
постепенно принимались нормативные акты, которые не только приводили российское
законодательство в соответствии с нормами ВТО, но и совершенствовали его.
В результате действующее российское законодательство полностью соответствует
нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав
интеллектуальной собственности. Обязательства в рамках ВТО лишь подтверждают
это.
Ценообразование на энергоносители
Российская политика в области ценообразования должна после присоединения
России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими
производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на
основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок
газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация
сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое
будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи России. То есть,
обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.
Санитарные и фитосанитарные меры