Перевозчики просят поблажки по НДС и утильсбору на приобретение современных фур

Как отмечается в обосновании проекта документа, в последнее время из-за
замедления темпов экономического роста в основных грузообразующих странах,
взаимных санкций России и ЕС наблюдается снижение грузопотоков. Как результат —
обострение конкуренции среди транспортных компаний и существенное снижение
доходности перевозок (наблюдается падение фрахтовых ставок на 40−50%).

На фоне недостаточности собственных оборотных средств, дороговизны заемных
ресурсов, падения доходности и низкой рентабельности деятельности, введения
дополнительных сборов с автотранспортных средств в 2014 году (утильсбор,
госпошлина за выдачу разрешений на допуск к дорожному движению) остро встал
вопрос обновления подвижного состава. После периода стабилизации в 2010—2013
гг. в последние два года обновление автопарка международных перевозчиков
сократилось в разы. При необходимом обновлении транспортных средств на уровне
10−15% в год обновление составляет около 2%. Доля новых автомобилей (до трех
лет с момента выпуска) снизилась с 42% в 2013 году до 13% в настоящее время.

Вместе с тем Беларусь окружают страны, в которых международные автоперевозки
получили достаточно высокий уровень развития. Достаточно сказать, что
грузовиков с белорусскими номерами на международных автотрассах в 3 раза
меньше, чем российских, украинских и литовских, и в 17 раз — чем польских. Одна
из причин такого отставания — техническое оснащение белорусских предприятий.
Попросту говоря, устаревший автопарк. Если в Беларуси имеется только 0,5%
автомобилей класса Евро-6 в автопарке, то в Литве их доля выросла уже до 11%,
Польше — до 14%. Белорусские перевозчики должны приобретать грузовики и тягачи
ведущих мировых производителей на сравнимых условиях, что и их основные
конкуренты, считают авторы проекта указа. Заградительные ставки таможенных
пошлин, дополнительные сборы и прочие ограничения приводят к потере
отечественными перевозчиками конкурентоспособности, вытеснению их с рынка и
сокращению объемов экспорта.

В Минтрансе полагают, что необходимо срочно создать благоприятные условия для
обновления автопарка отечественных перевозчиков. Это позволит Беларуси
увеличить количество многосторонних разрешений ЕКМТ, ежегодно выдаваемых
странам — участникам квоты ЕКМТ Международным транспортным форумом, что снизит
зависимость по «дефицитным» направлениям перевозок. Кроме того, существенно
снизятся расходы транспортных компаний (до 10% в себестоимости) на оплату
проезда по зарубежным платным дорогам, поскольку ее размер зависит от
экологического класса автомобиля.

Чтобы стимулировать покупку современных транспортных средств класса Евро-6,
которые в Беларуси не производятся, Минтранс предлагает освободить импортеров
от НДС при ввозе резидентами автомобилей данного класса, с момента выпуска
которых прошло не более одного года. Предполагается также установить для них
понижающий коэффициент 0,3 к ставке утилизационного сбора, следует из проекта
указа. По оценкам экспертов, эти меры позволят снизить расходы на приобретение
новой техники примерно на 28%, что заметно улучшит инвестиционные возможности
белорусских автотранспортных компаний и укрепит их позиции на рынке
грузоперевозок.

В настоящее время проект указа «О некоторых мерах по развитию международных
автомобильных перевозок» находится на рассмотрении в вышестоящих инстанциях.