Поручено богатеть

Большая «четверка» бизнес-сообщества — ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА
России» — обратилась в правительство страны с письмом, в котором высказана
серьезная озабоченность последствиями решения ФТС о прекращении оформления
процедуры таможенного транзита по книжкам МДП, которые грозят отечественным
автоперевозчикам.

Напомним, что новые правила обеспечения транзита 14 сентября заработали на
территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. На остальной
части страны, судя по всему, они вступят в силу с 1 декабря — то есть с
момента, когда перестанет действовать соглашение между ФТС России и АСМАП как
организацией, гарантирующей уплату таможенных платежей по процедуре МДП.

«Таможня пока не намерена пересматривать свое решение, и, видимо,
бизнес-сообществу необходимо будет приспосабливаться к новым условиям, —
сообщил «РБГ» вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, — между ТПП РФ и таможенной
службой идет диалог, и надеемся, что позиция бизнеса будет услышана».

Таможенный кодекс ТС регламентирует иные формы обеспечения транзита: денежный
залог, залог имущества, банковская гарантия, поручительство. По словам
руководителя центра поддержки ВЭД и развития регионов Ассоциации менеджеров
России Галины Баландиной, денежный залог здесь — не самый лучший вариант,
поскольку выведет из оборота организаций до 70 млрд рублей в год. Залог
имущества в РФ на практике при обеспечении транзита не используется. Банковской
гарантией может воспользоваться лишь солидная компания, а в автоперевозках,
например, 75% компаний относятся к малому бизнесу. То есть и эта форма явно не
для них.

Остается поручительство. Своим постановлением от 19 августа 2013 года N 717
правительство обозначило критерии, которым поручитель должен соответствовать.
Среди них, в частности, наличие у юрлица уставного капитала не менее 500 млн
руб., годовой размер чистой прибыли — не менее 100 млн руб., остаточная
стоимость основных средств, подтвержденная данными бухучета, не менее 1 млрд
руб. Понятно, что под такие требования подойдет отнюдь не любое юрлицо,
желающее стать поручителем, и о конкуренции в этой сфере не стоит и мечтать. На
этом фоне вопрос, опубликованный на сайте ФТС России «Считаете ли вы, что
необходимо демонополизировать сферу гарантий транзитных перевозок и расширить
круг компаний, занимающихся гарантийным обеспечением?», выглядит, мягко говоря,
странно.

Российская газета