Большая “четверка” бизнес-сообщества – ТПП РФ, РСПП, “Деловая Россия” и “ОПОРА
России” – обратилась в правительство страны с письмом, в котором высказана
серьезная озабоченность последствиями решения ФТС о прекращении оформления
процедуры таможенного транзита по книжкам МДП, которые грозят отечественным
автоперевозчикам.
Напомним, что новые правила обеспечения транзита 14 сентября заработали на
территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. На остальной
части страны, судя по всему, они вступят в силу с 1 декабря – то есть с
момента, когда перестанет действовать соглашение между ФТС России и АСМАП как
организацией, гарантирующей уплату таможенных платежей по процедуре МДП.
“Таможня пока не намерена пересматривать свое решение, и, видимо,
бизнес-сообществу необходимо будет приспосабливаться к новым условиям, –
сообщил “РБГ” вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, – между ТПП РФ и таможенной
службой идет диалог, и надеемся, что позиция бизнеса будет услышана”.
Таможенный кодекс ТС регламентирует иные формы обеспечения транзита: денежный
залог, залог имущества, банковская гарантия, поручительство. По словам
руководителя центра поддержки ВЭД и развития регионов Ассоциации менеджеров
России Галины Баландиной, денежный залог здесь – не самый лучший вариант,
поскольку выведет из оборота организаций до 70 млрд рублей в год. Залог
имущества в РФ на практике при обеспечении транзита не используется. Банковской
гарантией может воспользоваться лишь солидная компания, а в автоперевозках,
например, 75% компаний относятся к малому бизнесу. То есть и эта форма явно не
для них.
Остается поручительство. Своим постановлением от 19 августа 2013 года N 717
правительство обозначило критерии, которым поручитель должен соответствовать.
Среди них, в частности, наличие у юрлица уставного капитала не менее 500 млн
руб. , годовой размер чистой прибыли – не менее 100 млн руб. , остаточная
стоимость основных средств, подтвержденная данными бухучета, не менее 1 млрд
руб. Понятно, что под такие требования подойдет отнюдь не любое юрлицо,
желающее стать поручителем, и о конкуренции в этой сфере не стоит и мечтать. На
этом фоне вопрос, опубликованный на сайте ФТС России “Считаете ли вы, что
необходимо демонополизировать сферу гарантий транзитных перевозок и расширить
круг компаний, занимающихся гарантийным обеспечением? “, выглядит, мягко говоря,
странно.
Российская газета