Таможенники в портах Украины “выбивают” с перевозчиков $50-100 миллионов в год

В Одесской области госслужащие называют свои расценки за беспрепятственный
проезд через государственный морской порт. Если им не платят – грузы
задерживают, что приносит крупные денежные штрафы за простой, которые вынуждены
платить грузовладельцы и экспедиторы.

Об этом сообщил заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов
Украины и член Совета Южного региона АСМАП (Ассоциации Автомобильных
Перевозчиков Украины) Александр Захаров в интервью Экономической правде.

“За любое действие таможни надо платить. Все экспедиторы сталкиваются с
произволом в пунктах пропуска, с процедурами выдуманного контроля. Он имеет
только одну цель – заставить платить таможеннику за ускорение процесса движения
транспорта”, – заявил Захаров.

По его словам, система выстроена так, что ты обязан постоянно просить
таможенника, а это подразумевает “благодарность”.

“По самым скромным подсчетам, на вынужденные благодарности уходит 100-200
долл. за один контейнер с товарами”, – подчеркивает он.

При этом Захаров приводит негласный перечень обязательных и альтернативных
взяток при оформлении грузов.

По словам экспедитора, если таксы из перечня игнорируются, таможенники
максимально затягивают оформление документов либо отказываются их принимать.
Подтверждением этому является время нахождения автотранспорта на территории
порта.

Захаров говорит, что бывают дни, когда полтысячи грузовиков стоят по тридцать
часов и ждут от таможенников разрешения. Частные перевозчики и экспедиторы
вынуждены платить миллионы гривен штрафов за простой машин, пока не договорятся
с таможней.

“В случае отказа платить взятки сотрудники таможни не принимают документы к
оформлению, затягивают процесс, угрожают еще большими простоями транспорта. При
этом задержанные контрабандные грузы составляют лишь тысячные доли процента от
реальной пропускной работы в портах”, – подчеркивает он.

По словам экспедитора, за год через Одесский и Ильичевский порты проходит не
менее 500 тыс контейнеров.

“Значит, таможенники в портах “выбивают” 50-100 млн долл. каждый год. Этот
коррупционный “налог” закладывается в цену товара. В итоге, его выплачивают
потребители при покупке импортных товаров в магазинах”, – подчеркнул Захаров.

Также он рассказал, что экспедиторы договорились, что больше не будут платить
взятки, и предупредили об этом таможню.

“Когда груз специально задерживают для получения “подношения”, рабочие группы
в составе представителей компаний и юристов приезжают и составляют документы о
задержке оформления грузов. Эти документы затем можно передавать в
контролирующие органы, однако часто проблему удается решить еще на этапе
приезда группы”, – сообщил Захаров.

trans-port