Таможня отказывается от гарантий

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ заявила о пересмотре системы гарантий
уплаты пошлин с товаров, которые ввозятся в страну автотранспортом в рамках
конвенции TIR, а также о прекращении сотрудничества с уполномоченной по
реализации данной схемы организацией — Ассоциацией международных автомобильных
перевозчиков (АСМАП). Пока стороны выясняют отношения в суде, рынок готовится к
худшему: под Новый год на границах появятся огромные пробки из грузовиков,
стоимость доставки вырастет, а заплатить за все придется рядовому потребителю

Система TIR (Transports International Routiers, или в русском варианте МДП)
работает на основе Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов
1975 года. Книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют
перевозить грузы в опечатанных контейнерах, избегая проверок на границе. В
случае если груз после пересечения границы исчез и не доехал до таможенного
поста внутри страны, пошлина уплачивается из общего фонда. Книжки МПД по $100
(для одной партии товара) перевозчикам продает АСМАП — представитель
Международного союза автомобильного транспорта в РФ — на основании соглашения с
ФТС. Срок соглашения, заключенного в 2004 году и пролонгируемого ежегодно,
истекает 1 декабря 2013 года.

Летом нынешнего года между ФТС и АСМАП разгорелся конфликт, о котором мы
неоднократно писали, поэтому пересказывать его подробно мы не будем. Вкратце
напомним, что в июле ФТС выпустила письмо, в котором известила, что с 14
августа станет принимать МДП только при условии дополнительных национальных
гарантий. Причиной такого решения послужила якобы имеющаяся у АСМАП
задолженность по выплате пошлин в размере 20 млрд рублей. ФТС предложила новую
схему обеспечения платежей, в которой национальные поручительства будут
выдаваться рядом структур, в частности ФГУП “Ростэк”. В АСМАП наличие долгов
отрицают и указывают на то, что фактически речь идет об отказе применения МДП
и, как следствие, о нарушении конвенции. Что в результате приведет к коллапсу
на пограничных пунктах из-за увеличения сроков прохождения границы и повысит
стоимость перевозки. В ФТС, комментируя свои действия, упирают на то, что
государству требуется более надежный и прозрачный гарант уплаты пошлин, чем
АСМАП, недовольством которым и мотивируются принятые решения. В АСМАП, в свою
очередь, считают, что ФТС действует в интересах “Ростэка”.

ФТС по итогам жарких дискуссий сначала перенесла дату начала работы по новой
схеме на 14 сентября, а затем фактически отодвинула ее до декабря. В настоящее
время стороны выясняют отношения в суде, но главный вопрос уже не в том, кто
его выиграет (пока суд встает на сторону перевозчиков), а в том, что же делать
после разрыва отношений между ФТС и АСМАП. Таможенники официально уведомили
АСМАП, что продлевать соглашение с этой организацией после 1 декабря не
собираются; таким образом, вместо ассоциации должен появиться новый гарант
уплаты платежей в рамках схем, которые предусмотрены конвенцией от 1975 года.
Дело осложняется тем, что декабрь — самый оживленный для международных
автоперевозок месяц. На границах, в первую очередь с Финляндией и странами
Балтии, и без проблем с МДП вырастают очереди, а в случае если существующий
механизм гарантий не будет в очередной раз продлен и новый не будет отработан,
то просто наступит паралич, уверены представители автоперевозчиков и
логистических компаний.

Желание России в одностороннем порядке выйти из международной конвенции TIR
выглядит очень странно, считают эксперты “ТБН Логистик”, поскольку, как
выяснилось, денежных оснований для этого у нас нет. По мнению сотрудников
компании, от выхода из конвенции выиграют околотаможенные структуры, а так же
появятся трудности у европейских перевозчикам. В “ТБН Логистик”, что
возможность таким образом власти надеются увеличить грузообороты морских
портов, однако, надеются, что РФ не решатся сломать годами выстроенный порядок
в сфере международных грузоперевозок.

Мы опросили нескольких участников рынка, чтобы узнать, что они планируют
делать, если конфликт к наступлению зимы не будет исчерпан, и выяснил, что
адекватных ситуации решений у логистов пока нет. Это значит, что
грузовладельцам, розничным сетям, складам и остальным участникам процесса надо
готовиться к худшему. Катаржина Кржиновек, менеджер международных перевозок FM
Logistic, надеется на то, что механизм МДП останется, пусть и с небольшими
изменениями, но и не исключает того, что ФТС откажется от этой схемы гарантий.
“Если до декабря так ничего и не прояснится, то на границе возможен коллапс.
Существующая система будет разрушена, а новую схему работы никто не знает.
Вполне ожидаемо, что машины встанут на границе и потеряют время, так как
коммерческие контракты будут пересматриваться”,— говорит она.

Игорь Теренин, заместитель генерального директора по логистике компании
МОЛКОМ, также обращая внимание на отсутствие со стороны ФТС проработанных
механизмов выдачи и контроля гарантий, говорит, что частный бизнес серьезно
пострадает. Перевозчики столкнутся с замедлением прохождения машин через
границу, импортеры — с ростом расходов на логистику, а конечный потребитель — с
увеличением цен.

“Для развития бизнеса необходимо, прежде всего, свободное и быстрое
перемещение товара. Увеличение сроков и стоимости перевозок в первую очередь
отразится на покупателях. По подсчетам АСМАП речь идет о порядке 12 млрд.
рублей в течение ближайшего года. Есть вероятность, что следствием этого
решения станет повышение потребления товаров российского производства и
сокращение общего товарооборота с зарубежными странами”. – Отмечает Максим
Агаджанов Максим, генеральный директор “Газпромбанк Лизинг”.

По мнению Леонида Шляпникова, генерального директора “Совтрансавтоэкспедиции”,
позиции российских перевозчиков, которые и так проигрывают конкуренцию коллегам
из Восточной Европы, еще больше ухудшатся, ведь теперь другие страны в
отношении наших компаний также смогут выдвигать дополнительные требования
наподобие тех, которые предлагает ФТС. Но и без этого ситуация крайне
непростая: на границах с Украиной и Литвой в нынешнем году из-за ужесточения
контроля со стороны российских таможенников грузовики стояли в очередях
несколько суток.

И хорошо, если убытки ограничатся только сверхурочными водителей и
дополнительными тратами на бензин, а не обернутся торможением всей национальной
товаропроводящей сети.

КоммерсантЪ