Таможня застряла в транзитной зоне

Вчера таможня сообщила о том, что откладывает на месяц, до 14 сентября 2013
года, вступление в силу приказа о прекращении оформления транзита автомобильных
грузов по книжкам МДП (международные дорожные перевозки, TIR). В отсутствие
реакции на скандал со стороны Белого дома ФТС оставила себе оба варианта
дальнейших действий. Служба рекомендует перевозчикам продолжить готовиться к
новациям, и одновременно им предлагается “урегулировать разногласия”

Как сообщили в ФТС, решение о месячной отсрочке было принято после прошедшей
вчера встречи главы службы Андрея Бельянинова с делегацией представительства
Европейского союза в РФ во главе с временным поверенным в делах Олли
Пирканниеми. Накануне, 7 августа, свои претензии руководству ФТС высказали
члены Консультативного совета по иностранным инвестициям и Ассоциации
европейского бизнеса (АЕБ). Кроме того, премьер Дмитрий Медведев получил полное
озабоченности письмо от генсека Международного союза автомобильного транспорта
Умберто де Претто, а глава МИДа Сергей Лавров — от исполнительного секретаря
Европейской экономической комиссии ООН Свена Алкалая. Свои возмущенные письма
премьеру, а также его замам Игорю Шувалову и Аркадию Дворковичу отправляла
российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Активность всех этих структур вызвана письмом ФТС от 4 июля 2013 года о том,
что с 14 августа фуры с привычными для автомобилистов знаками TIR не смогут
пересечь российскую границу без дополнительных национальных гарантий —
дорогостоящих банковских гарантий, поручительств или прочих мер, обеспечивающих
уплату таможенных пошлин в российский бюджет. Сейчас в соответствии с
Таможенной конвенцией ООН 1975 года такую уплату гарантируют книжки МДП,
которые перевозчикам продает АСМАП — представитель Международного союза
автомобильного транспорта в РФ. В ФТС считают, что АСМАП задолжала бюджету
около 20 млрд руб., и больше не хотят принимать финансово необеспеченные книжки
МДП. Перевозчики со ссылкой на решения судов заявляют, что долгов у них нет, и
подозревают, что решение по транзиту принимается в интересах действующего при
таможенной службе ФГУП РОСТЭК.

Как подчеркнула вчера ФТС, перенос даты введения новых правил на 14 сентября
произведен “по просьбе бизнеса”, представители которого “высказали опасения о
недостаточной технической готовности ряда участников внешнеэкономической
деятельности, в том числе транспортных предприятий, к работе в новых условиях и
попросили об отсрочке”. Сама ФТС, судя по заявлениям Андрея Бельянинова на
встрече с АЕБ, к новациям готова. В ФТС утверждают, что решение об отсрочке
принято самостоятельно, без указаний из правительства. Перевозчики надеются,
что Белый дом в ситуацию все же вмешается (курирующий тему бизнес-климата Игорь
Шувалов сейчас находится в отпуске).

Пока ФТС оставила для себя оба возможных выхода из ситуации. Заявлено, что
месячный лаг позволит импортерам и перевозчикам “полностью подготовиться к
предстоящим нововведениям”. Одновременно служба отметила, что АСМАП “получает
возможность в указанное время урегулировать свои разногласия с ФТС” и, таким
образом, сохранить нынешнее положение вещей.