Международные транспортные соглашения, регулирующие грузоперевозки.

Международное транспортное право представляет собой группу международных
принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по
территории двух или нескольких государств, и в настоящее время представляет
собой подотрасль права международного сотрудничества в области экономики.

Следует учитывать, что перевозки морским, воздушным, железнодорожным и
автотранспортом осуществляются на основании как универсальных транспортных
конвенций (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных
перевозок 1929 г., Конвенция о договоре международной перевозки грузов по
дорогам 1956 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), так и
в соответствии с двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и
перевозках (Беларусь участвует в нескольких десятках таких соглашений).

По общему правилу, универсальные конвенции применяются независимо от
национальной принадлежности судна, перевозчика, грузоотправителя,
грузополучателя или любого другого заинтересованного лица. Конвенции
применяются также в том случае, если перевозки, входящие в область их
применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или
организациями. Нормы двусторонних соглашений применяются в качестве специальных
норм по отношению к положениям многосторонних конвенций.

Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или от имени которого с
грузоотправителем заключен договор перевозки груза. Фактический перевозчик —
лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или части
перевозки.

Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от имени или от лица
которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любое
лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается
перевозчику в связи с договором морской перевозки. «Грузополучатель» — это
лицо, управомоченное на получение груза.

Понятие «груз» включает и живых животных; в тех случаях, когда товары
объединены в контейнере или подобном приспособлении для транспортировки или
когда они упакованы, «груз» включает такое приспособление для транспортировки
или упаковку, если они предоставлены грузоотправителем.

Правила перевозок различными видами транспорта регламентируются специальными
источниками.

Международные воздушные перевозки

Положения о международных воздушных перевозках содержатся прежде всего в
Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
1929 г. (в 1955 г. Конвенция была дополнена Гаагским протоколом, в котором
участвуют около 100 государств), Чикагской конвенции о международной
гражданской авиации 1944г.

Конвенция 1929 г. применяется при международной перевозке людей, багажа или
грузов, осуществляемой посредством воздушного судна, как за плату, так и
бесплатно. Конвенция применяется к перевозкам, совершаемых государством или
юридическими лицами. В Конвенции регулируются вопросы выдачи перевозочных
документов (проездных билетов, багажных квитанций, воздушно-перевозочных
документов), содержание договора перевозки, устанавливаются правила об
ответственности перевозчика, регламентируются вопросы смешанных перевозок.

Двусторонние соглашения определяют порядок установления и эксплуатации
международных воздушных линий. Государства назначают национальные
авиапредприятия для эксплуатации договорных линий по обозначенным маршрутам,
устанавливают условия предоставления и аннулирования разрешений, регламентируют
вопрос о тарифах, таможенных пошлинах, правилах авиационной безопасности и т.д.

Международные железнодорожные перевозки

Вопросы железнодорожных перевозок регулируются прежде всего Конвенцией о
международных железнодорожных перевозках 1980 г. Эта Конвенция объединила
тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов 1890 г. и Бернской
конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. Конвенция
устанавливает правила перевозки грузов и пассажиров железнодорожным
транспортом, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность
железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.

В отношениях Республики Беларусь со странами Восточной Европы действует
Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).

Международные морские перевозки

В международном торговом судоходстве сложились две формы перевозок: регулярные
и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются коносаментом,
выдаваемым перевозчиком грузоотправителю при передаче груза перевозчику.
Чартерные перевозки осуществляются чаще всего с помощью посредника на основании
фрахта, заключаемого в соответствии с правилами и национального
законодательства.

Правовой статус коносамента урегулирован Конвенцией об унификации некоторых
правил о коносаменте 1924 г. и Протоколом к ней 1968 г. (Беларусь в Конвенции и
Протоколе не участвует).

Конвенция 1924 г. дает определения понятий, используемых в морской перевозке
(перевозчик, договор морской перевозки, перевозка, грузы, коносамент, судно),
устанавливает правила принятия грузов и выдачи коносамента, пределы
ответственности перевозчика и др.

В Беларуси единственным нормативным актом, регулирующим морские перевозки,
является Кодекс торгового мореплавания от 15 ноября 1999 г. (далее КТМ).Вопросы
морских перевозок также двусторонними соглашениями о торговле, судоходстве и
мореплавании.

Международные автомобильные перевозки грузов

Правила международных автомобильных перевозок грузов урегулированы
многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам
1956 г. (Беларусь участвует), а также двусторонними соглашениями о
международном автомобильном сообщении.

Конвенция 1956 г. применяется к договорам дорожной перевозки грузов за
вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и
место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух
различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Необходимо учитывать, что применение Конвенции не зависит от места жительства
и гражданства или государственной принадлежности заключающих договор сторон.

Конвенция определяет лица, за которые несет ответственность перевозчик,
порядок заключения и изменения договора перевозки, требования, предъявляемые к
накладной, порядок приемки и передачи грузов, ответственность перевозчика,
предъявление претензий и исков, правила перевозки несколькими перевозчиками.

Похожие записи