Функции логистики:

* Управление потоками:
* Закупки и снабжение.
* Хранение и складская обработка товара.
* Перемещение и транспортировка грузов.
* Таможенное оформление.

Существует несколько путей организации управления и оптимизации товарных
запасов:

* Изобретение велосипеда, то есть разработка методов и моделей, уже давно
изобретенных и придуманных.
* Изучение литературы и внедрение методов описанных в ней.
* Обучение специалистов.

Многие руководители и владельцы компаний, а также специалисты, которые им, в
силу должностных обязанностей, занимаются, понимая важность этого процесса,
сами проходят курсы и семинары/тренинги или посылают учиться своих сотрудников.

Тут есть несколько рисков:

* Программа семинара: практичные методы, возможности и случаи их применения ―
прикладные аспекты теории.
* Тренер: практик, а не теоретик, больше специалист, а не шоумен.

Это должен быть специалист, равно хорошо разбирающийся и в теории и в
практике. Тренер, при этом должен еще уметь доходчиво и просто объяснять.

* Работа после семинара по материалам.

Внедрение и обкатка методов: не всегда внедрение бывает простым: то, что
казалось на семинаре или при прочтении литературы понятным на практике вызывает
больше вопросов.

Не хватает терпения на работу, в том числе над ошибками, и на материал
семинара забивается или к нему возвращаются не часто.

* Приобретение специализированного программного обеспечения, зачастую
дорогостоящего и, бывает, непростого в использовании.
* Сложности и минусы:
* Внедрение и использование требуют дополнительных вложений в подготовку
сотрудников, учетной системы и т.п.
* Стоимость и не очевидная ценность: заплатив крупную сумму и понимая, что
это не совсем то, что требуется или хотелось, потратив много времени и средств
уже нельзя отказаться: жалко потраченных средств и времени, сил.
* При плохо отлаженном процессе ПО часто не удаётся использовать на максимуме
возможностей.
* Консалтинг.
* Сложности внедрения.
* Нежелание менять привычные процессы и обучаться: нам так непривычно.
* Статичный результат.
* Не хватает воли и терпения на полноценное внедрение процессов и моделей.

При аутсорсинге компания получает возможность использования ресурсов компании,
оказывающей эту услугу.

На примере расчета заказов поставщикам.Формирование – расчёт заказов
поставщикам, при реализации этой функции является важнейшим процессом.

От того, как будут сформированы графики поступления товара, рассчитаны объемы
и ассортимент закупок и поступлений товаров, запасных частей, сырья и
комплектующих материалов зависит многое в деятельности компании: начиная от
потребности в оборотных средствах и заканчивая объемом продаж и прибылью
компании.

Этот процесс довольно трудоёмкий и кропотливый. Для корректного формирования
заказов требуется проведение большого объема предварительной работы:
формирование заказов является результирующим этапом процесса анализа и
обработки данных.

Обеспечение закупок складывается из 2-х составляющих:

* Анализ и планирование.
* Формирование заказа поставщикам.
* Исполнение этого заказа.
* Анализ исполнения: план/факт.

Многие руководители и владельцы компаний знают, насколько сложно найти
квалифицированного аналитика или закупщика/ снабженца.

При этом, хороших переговорщиков среди закупщиков хватает

На первом этапе, обычно, к работе над данными подключаются 2-3 аналитика,
которые обрабатывают данные, определяют оптимальные модели и их параметры для
дальнейшего прогнозирования и планирования, оценивают текущие и возможные
риски, определяют оптимальные методы формирования страховых запасов и режим их
пополнения.

То есть периодически проводят ту работу, которую сотрудники компании-клиента,
даже при наличии необходимой квалификации, проводят, в лучшем случае раз в год.

Аутсорсинг позволяет получить доступ к квалифицированным кадрам с минимальными
потерями времени и начать работу по оптимизации практически сразу после
подписания договора.

Еще одним отличием аутсорсинга является то, что никто:

* Ни тренер,
* Ни поставщик ПО,
* Ни консультанты не несут никакой ответственности за результат своей работы.

Компания, принимающая на аутсорсинг какую либо функцию, всегда отвечает перед
клиентом рублём:

* Как минимум тем, что клиент, при и некорректном формировании заказов, может
отказаться от работы и разорвать договор.
* Возможна бонусная схема работы, которая может включать не только бонусы за
эффективную работу, но и штрафы, за некачественное исполнение.

Общая схема взаимодействия при аутсорсинге формирования заказов:

При самостоятельном формировании заказов поставщикам все указанные на схеме
процессы ложатся на сотрудников компании.

При передаче формирования заказов на аутсорсинг основная часть работы ложится
на аутсорсера, оставляя сотрудникам компании-клиента больше времени и
возможностей для работы с поставщиками.

Пример результативности работы по аутсорсингу:

Уровень доступности

Коэффициент оборачиваемости

Февраль

Март

Февраль

Март

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

98,2%

84,6%

98,1%

91,7%

1,09

0,77

1,12

0,66

Здесь клиент, «на всякий случай» продолжал в течение первых 2-х месяцев
формирование заказ самостоятельно, опасаясь, что компания-аутсорсер не
предоставит заказ в срок, необходимый для выставления заявки поставщикам
(опасения не оправдались, но в чем-то он был прав).

В графе «факт» указан результат, полученный по фактическим показателям
исполнения заказа, сформированного аутсорсером, даже с некоторыми отклонениями.

В графе «самозаказ» указаны параметры, которые могли бы быть получены, если бы
клиент формировал заказ самостоятельно.

Эти параметры рассчитывались наложением заказа клиента, сделанного
самостоятельно, на фактические данные по движению товаров: продаж, запасов,
поставок.

Видно, что аутсорсер, даже при отклонениях, сформировал заказ более
качественно и корректно.

Второй пример.

Уровень доступности

Коэффициент оборачиваемости

Февраль

Март

Февраль

Март

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

96,5%

94,8%

96,1%

94,4%

1,17

0,64

1,22

0,62

Здесь не просто показатели, полученные по факту более качественны, чем при
самозаказе, но и объем продаж оказался выше более чем на 15% за счет того, что
аутсорсер сформировал заказы поставщикам так, что был минимизирован дефицит
наиболее ходовых позиций.

При аутсорсинге какой-либо функции клиент получает снижение рисков:

Функция

Риск

Самостоятельное исполнение функции

Функция на аутсорсинге

Хранение товара

Повреждение товара при хранении

Списание стоимости испорченного товара или разницы в стоимости при уценке в
потери и убытки

Компенсация стоимости

Забастовка или нехватка персонала

Простои и задержки

Отсутствие простоев и задержек либо компенсация / неустойка

Аутсорсинг расчета заказов

Недостаток квалификации персонала

Убытки от дефицита и замороженные средства в избыточном запасе

Отработанные процессы, квалифицированный персонал.

Ошибка закупщика или аналитика

Убытки от дефицита и замороженные средства в избыточном запасе

Многоступенчатый контроль

Отсутствие закупщика или аналитика

Задержка с формированием заказа или формирование некорректного заказа

Возможность замены аналитика или закупщика: достаточный штат.

Виктор Шиков, www.logistware.com