Компаний, оказывающих услуги 3PL-логистики, в России немного
Это закономерно,
поскольку логистика в России относительно недавно начала свое становление. Если
само понятие “логистики”, не слишком знакомое россиянам лет 20 назад, сейчас
уже не нуждается в разъяснении, то понятие “3PL-логистики” еще не у всех на
слуху. Поэтому сделаем небольшое разъяснение. 3PL-логистика – это комплексная
логистика третьего поколения, в переводе с английского “логистика третьей
стороны”.
1PL-логистика – это логистика “одной стороны”, когда компания сама
осуществляет все необходимые логистические операции (перевозку груза, хранение
товара на собственном складе и т. д. ). 2PL-логистика – это логистика “двух
сторон”, когда для каждой операции грузовладелец нанимает подрядчика (делает
заказ для перевозчика, арендует склад, обращается к таможенному брокеру и т.
д. ). Наконец, 3PL-логистика – это такая организация логистических процессов,
когда компания-заказчик обращается для выполнения комплекса необходимых услуг к
одной или нескольким компаниям, являющимся 3PL-провайдерами, а те уже в свою
очередь профессионально осуществляют все необходимые бизнес-процессы, обращаясь
в случае необходимости к субподрядчикам, а также используя собственные
логистические активы, как материальные, так и нематериальные (склады,
автопарки, информационные ресурсы и т. д. ), добиваясь при этом максимальной
эффективности и минимальной себестоимости каждой операции.
Среди 3PL-операторов, действующих сейчас в России, необходимо выделить в
первую очередь международных игроков, среди которых есть очень известные
логистические компании. Например, компания FM Logistic Vostok осуществляет свою
деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 году,
компания DSV, созданная в Дании в 1976 году, работает в России с начала
девяностых. В 2008 году произошло слияние этой компании с известным
международным логистическим оператором ABX Logistic. В Россию международные
логистические операторы пришли вслед за крупными производителями продуктов
питания и товаров народного потребления, а также их дистрибьютерами, которые в
качестве партнеров на новом для себя рынке традиционно выбирали тех, с кем
привыкли работать и на рынках других стран.
В свою очередь российские 3PL-провайдеры по происхождению отчетливо делятся на
два типа. Одни образовались в результате эволюции транспортных и логистических
компаний, другие выросли из транспортных и логистических подразделений крупных
холдингов. В качестве примера компаний первого типа назовем таких крупных
операторов, как “STS/RLS Logistics”, “Интертерминал”, среди компаний второго
типа – логистические компании “Энерго”, “Алиди”, “Меридиан Логистик”, “РБД” и
другие. Самостоятельной компанией, оказывающей услуги 3PL-логистики, является
компания “Фогель”, хотя первоначально она создавалась в рамках группы компаний
“ТЯГАЧ 2001”. На петербургском рынке одной из первых транспортно-экспедиторских
компаний, которая стала предлагать своим клиентам полный комплекс логистических
услуг, была компания “ПЕТРОВИЗАРД”.
Какова сейчас ситуация на рынке 3PL-логистики и какие перспективы, по мнению
профессиональных игроков рынка, ждут эту отрасль? На эти вопросы редакции
“АвтоТрансИнфо” ответили представители десяти компаний, оказывающих 3PL-услуги.
Надо отметить, что большинство компаний, позиционирующих себя в качестве
3PL-оператора, не ограничивают свою деятельность исключительно оказанием
3PL-услуг. Доля дохода от 3PL-услуг может составлять у логистической компании
всего 5-10 %, но может доходить и до 100%. “Далеко не каждому клиенту необходим
комплекс услуг”, – подчеркивает директор по стратегическому развитию компании
“STS/RLS Logistics” Кирилл Власов. В то же время компания, которая поначалу
заказывает обслуживание одной операции, со временем может стать заказчиком
полного комплекса услуг. Среди клиентов, которые формируют основной спрос на
услуги 3PL-логистики на российском рынке, можно выделить три основные группы:
во-первых, это торговые сети и производители товаров народного потребления,
во-вторых, нефтегазовый сектор, в-третьих, кластер производителей автомобилей и
комплектующих. Есть спрос и со стороны организаций другого профиля, например,
строительных.
Многие компании начали свою деятельность в качестве 3PL-провайдеров незадолго
до кризиса или сразу после его начала. Ситуация в 2007-2008 годах складывалась
таким образом, что перспективы 3PL-логистики казались исключительно радужными.
В Москве, Петербурге и других городах России немыслимыми ранее темпами
возводились складские комплексы, многие логистические компании рассчитывали на
продолжение бурного роста российской экономики в ближайшем будущем. Кризис внес
свои коррективы в эти представления. На данный момент всех 3PL-операторов можно
условно разделить на две группы: в одной из них преобладают “тяжелые”
логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же
предпочитают наращивать “интеллектуальные мускулы”, осуществляя свои операции
на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными
компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и
складского оборудования. Например, компания “STS/RLS Logistics” вложила десятки
миллионов рублей в складское оборудование и WMS систему Logistic Vision, при
этом не имея в собственности ни терминалов, ни автопарка. “Раньше у нас был
подвижной состав, потом мы от него отказались, – говорит Кирилл Власов. – Как
это ни парадоксально, в России выгодней нанять автоперевозчика, чем иместь свой
подвижной состав”. Похоже, что сейчас компаний, не обремененные излишком
материальных активов, оказались в более выигрышном положении. На это повлияла и
ситуация на складском рынке. Избыток предложения в первую очередь и очень
болезненно ударил по владельцам складской недвижимости, особенно
высококачественной. Но 3PL-провайдеры, владеющие своими складами, все же
находятся в лучшем положении, чем те владельцы складов, которые строили площади
для последующей сдачи их в аренду. Например, компания “Энерго”, заполняемость
складов которой упала в середине 2009 года до 50%, уже в конце 2009 года
вернулась на уровень 100%, при этом часть складов все равно сдается в аренду,
но относительная доля арендуемых площадей по сравнению с теми, что используются
для логистических операций, не очень велика.
Один из факторов успеха 3PL-оператора – готовность как можно глубже
интегрироваться в бизнес-процессы заказчика. Почти все опрошенные нами компании
заявили об этом и привели примеры реальной интеграции. “С одним из заказчиков
интеграция затронула не только логистику, но и финансы”, – заметил генеральный
директор компании “Фогель” Евгений Чесноков. “Мы готовы достаточно глубоко
интегрироваться в бизнес-процессы заказчика, вплоть до уровня управления
запасами, – сообщил Дмитрий Стеклашов, руководитель отдела рекламы и
продвижения компании “Энерго”. – По сути, это уже выход на уровень 4PL, когда
компания берется за оптимизацию всей логистической цепочки, в отличие от
оптимизации отдельных ее участков”. “Надо отметить, что в области FMCG (товары
быстрой оборачиваемости) сквозной процесс от начала до конца редко отдается в
руки одной компании, – заметил Кирилл Власов. – Клиенты данного типа боятся
отдавать всю логистику в руки одного провайдера. Они принципиально организуют
тендеры на все типы услуг среди разных логистических компаний”. Совершенно
другая ситуация в нефтегазовом секторе, где заказчики стремятся все операции
возложить на плечи одной логистической компании, способной взять на себя
подобную ответственность.
Говоря о взаимоотношениях с заказчиками, все 3PL-операторы отмечают, что
каждый заказчик по-своему уникален, поэтому готовность компании гибко подходить
к каждому клиенту – непременный фактор их успешного взаимодействия. В то же
время одна из особенностей этого рынка – открытое нежелание многих
3PL-провайдеров называть своих ключевых клиентов. Так что говорить о
прозрачности этого рынка пока что не приходится. В то же время компания “Алиди”
с гордостью называет своих ключевых клиентов: Procter&Gamble, Nestle, Wrigley,
а также крупнейшая сеть М-Видео, производители ОРИМИ, Vitek и другие. Среди
заказчиков компании “Фогель” – ЗАО “ТД “Озерский сувенир” – один из крупнейших
российских производителей орехов и сухофруктов в шоколаде и конфет, ООО “Грод
Фуд” – российское представительство одного из крупнейших белорусских
производителей СООО “Квинфуд”, а также компания “ФеррероРуссия”. Среди ключевых
клиентов компании “STS/RLS Logistic” – Ашан, Nestle, Ford, Volvo, Интелмедтех,
Роснефть, Новатэк, Газавтоматика.
Надо отметить, что большинство компаний не ограничивают свою деятельность
рамками одной отрасли, однако есть и такие, которые научились максимально
эффективно работать в рамках узкой специализации. Например, компания
“Светлана”-К специализируется на услугах 3PL-логистики для компаний сетевого
бизнеса (MLM). Клиенты компании – крупнейшие сетевые косметические компании,
сеть региональных отделений и представительств компаний имеется более, чем в
100 городах Российской Федерации. Компания “Меридиан Логистика” предлагает
услуги 3PL-логистики для предприятий алкогольной отрасли. В отличие от этих
операторов, компания “Фогель” не считает себя специализированной компанией, но
при этом естественным образом сложилась такая ситуация, когда большинство
заказчиков компании – производители продуктов питания. Наибольший объем
3PL-операций компании “Алиди” связан с бытовой техникой.
3PL-провайдеры предлагают немало услуг добавленной стоимости, помимо основных:
это и услуги по маркировке продукции, и упаковка продукции с маркировкой, а
также довольно специфические услуги копакинга (формирование и упаковка близких
по ассортименту товаров в комплекты), пулинга (объединение счетов всех “дочек”
в одну систему) и т. д. Еще один пример: для производителя аэрогрилей Hotter
компания “Алиди” оказывает услугу по проверке целостности и работоспособности
техники. При этом доля выручки от услуг добавленной стоимости может доходить до
20-25% от общего оборота 3PL-компании.
В целом, несмотря на сложные условия прошедшего 2009 года, 3PL-провайдеры
подчеркивают положительные моменты настоящего периода. Особенно удовлетворены
результатами своей работы такие компании, как “Фогель” и “Энерго”, которые
начали с вою деятельность перед самым кризисом или уже после его наступления и
смогли в непростой ситуации удержать заказчиков и сохранить свое место на очень
жестком в конкурентном отношении рынке. Им было особенно трудно, но прошедший
год оказался непростым для всех 3PL-операторов. Многие клиенты 3PL-провайдеров
заметно сократили объемы, спрос был мало предсказуемым. Среди основных мер,
предпринятых логистическими компаниями в связи с кризисом, стоит отметить две
основных: оптимизацию существующих бизнес-процессов, а также пересмотр
отношений с поставщиками. При этом если финансовые результаты оказались хуже
прогнозируемых, то по ряду других параметров собственную деятельность
большинство 3PL-провайдеров считает вполне успешной. Вот как некоторые из них
осветили итоги своей деятельности в 2009 году. “Мы не потеряли ни одного из
наших основных клиентов, а у некоторых из них спрос на наши услуги вырос”, –
говорит коммерческий менеджер FM Logistic Vostok Сергей Языков. О том, что,
несмотря на кризис, компании удалось нарастить объем предоставляемых услуг,
рассказали в компании “РБД”. Проект организации федерального распределительного
центра для крупнейшего российского ритейлера бытовой техники позволил компании
“Алиди” заявить о себе как о логистическом операторе федерального масштаба. “У
нас есть все основания считать 2009 год одним из самых успешных с точки зрения
развития бизнеса в истории компании”, – заявил генеральный директор группы
компании “Алиди” Петр Демченков. В компании “Фогель” сообщили, что в последнее
время заметен рост спроса на их услуги со стороны интернет-магазинов. Дмитрий
Стеклашов (“Энерго”) отметил, что точность выполнения заказов у этой российской
компании на уровне лучших западных компаний. Многие компании продолжали активно
наращивать свое присутствие в регионах. Питерский оператор “Меридиан Логистик”
вышел на московский рынок, компания “ПЕТРОВИЗАРД” открыла представительство в
Краснодаре, “Светлана”-К – филиалы в Иркутске и Сургуте. Невзирая на заявленную
узкую специализацию, компания “Светлана”-К активно борется за свою долю на
рынке сборных грузов, складских услуг (построив собственный комплекс А класса в
Москве), курьерской доставки (войдя в первую десятку компаний по России),
перевозок с температурным режимом. “В планах санкт-петербургского филиала
компании “Светлана”-К до 2014 года войти в пятерку крупнейших 3PL операторов на
северо-западе России”, – заявил директор филиала Егор Лапиков. Он отметил, что
объем реализации услуг компании по итогам 2009 года вырос. В компании “DSV”
этим похвастаться не могут, но надеются, что объемы услуг достигнут
докризисного уровня уже к концу 2010 года. В компании “ПЕТРОВИЗАРД” считают,
что годом активного роста 3PL-услуг станет 2011. Более осторожно смотрят в
будущее в компании “STS/RLS Logistics”. Кирилл Власов полагает, что докризисный
уровень будет достигнут не раньше 2012 года. В настоящее время спрос на услуги
3PL-логистики после “заморозки” 2009 года начинает заметно оживать. С января
растут ставки на основные услуги 3PL-операторов, хотя, по мнению Кирилла
Власова, рассчитывать на рост маржинальности 3PL-провайдеру не следует,
зарабатывать надо на объемах. С начала 2010 года заметно увеличилось количество
тендеров, у многих компаний стали появляться новые заказчики. Тенденция,
возникшая около пяти лет назад, – интерес клиентов к получению комплекса услуг
у одного подрядчика, – не только не потеряла актуальности, но и набирает силу.
Парадоксально, но в результате кризиса выросло количество потенциальных
клиентов 3PL-провайдеров. К существующим добавились те, кто задумался о
необходимости сокращать свои издержки за счет отказа от содержания собственной
логистики, что оказалось особенно актуальным для филиалов и региональных
представительств. По-видимому, уже в ближайшем будущем более быстрыми темпами
начнет расти рынок 3PL-логистики в регионах, в то время как в Москве
конкуренция между 3PL-провайдерами будет усиливаться. Уже сейчас наблюдается
тенденция, когда логистические провайдеры устремляются в регионы России, в том
числе и с населением менее 1 млн. жителей. В компании “Интертерминал” высказали
предположение, что сложившаяся в настоящее время ситуация на российском рынке
более выгодна международным операторам, а российская логистика будет переживать
сложные времена, которые закончатся слияниями и поглощениями. Созвучно мнение
генерального директора компании “ПЕТРОВИЗАРД” Данилы Романова, отметившего,
однако, что российские компании и российский бизнес могут составить острую
конкуренцию международным операторам, так как в ближайшее время будут
выделяться наиболее мощные игроки логистического рынка, которые поделят между
собой зоны влияния. Подтверждением такой тенденции служит и пример компаний STS
и RLS, которые образовали единую компанию “STS/RLS Logistics” в 2009 году.
Услуги 3PL-логистики становятся все более популярными в России, хотя покачто
еще рано говорить о том, что этот рынок вышел из стадии формирования. К
благоприятным последствиям кризиса можно отнести то, что логистический рынок
покинули неэффективные фирмы. С тем, что по мере преодоления последствий
мирового кризиса рынок 3PL-логистики в нашей стране ждут очень интересные
перспективы, не учитывать которые не может ни одна логистическая компания,
согласились практически все участники нашего опроса.