Нет времени читать? Получите краткое изложение

ChatGPT Perplexity Grok Google AI

Проводя анализ основных экономических показателей эффективности работы
крупнейших игроков рынка контейнерных перевозок, необходимо отметить один очень
немаловажный факт:
несмотря на достаточно неблагоприятную экономическую ситуацию в мире, динамика
роста объемов контейнерных перевозок в общем объеме международных перевозок
впечатляющая.

Примером может служить порт Клайпеда, который уже в ноябре 2011 года сумел
побить рекорд по грузообороту, достигнув показателя в 31,28 млн. тонн, и стать
лидером среди портов стран Балтии по уровню контейнерооборота (рост – 30,9% к
2010 году). Говоря о таких достижениях, нельзя забывать, что огромную роль в
процессе мультимодальных перевозок играет автомобильный и железнодорожный
транспорт, являющийся неотъемлемым звеном логистической цепи поставок.
Автомобильные перевозки контейнеров в чистом виде на сегодняшний день
встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что по скорости, безопасности и
сохранности груза контейнер практически ничем не уступает тентовому или
изотермическому полуприцепу, а вот по стоимости – дороже на порядок. Поэтому о
целесообразности применения контейнеров стоит говорить в основном при
организации мультимодальных перевозок. Исходя из практики логистической
компании Logists.by, можно сказать, что большинство поставок импортной
продукции осуществляется из стран Юго-Восточной Азии на условиях FOB (доставка
контейнера в порт и погрузочно-разгрузочные работы организовываются за счет
поставщика), поэтому речь в статье пойдет о нюансах автомобильных контейнерных
перевозок именно на территории Европейской части континента. Итак, морская
перевозка окончена, контейнер в порту, каковы дальнейшие действия? Естественно,
возникает часто сопровождающийся длительными раздумьями вопрос:“Чем довозить? ”.
Цена железнодорожной перевозки очень заманчива, ниже практически в 1,5-2 раза,
но стоит ли на этом экономить? Давайте разберемся. Начнем со скорости доставки.
Ни для кого не секрет, что автомобильный транспорт быстрее, чем
железнодорожный, во многом благодаря отсутствию продолжительных промежуточных
операций: формирование состава, сортировка вагонов и т. д. Если, к примеру,
автомобильная перевозка контейнера из Клайпеды в Минск осуществляется в течение
1-2 дней, то по железной дороге контейнер доставят по такому же маршруту за 4-5
дней. Временами возникают ситуации, когда в ходе мультимодальной перевозки
суда, перевозящие контейнеры, задерживаются. Так, в одном из портов Германии
фидерное судно долго не выпускали из-за плохих метеорологических условий, в
результате чего фактический срок прибытия судна в порт Клайпеды оказался на 4
дня выше, чем планировали. Контейнерный поезд «Викинг», место на котором было
заранее забронировано, вышел согласно расписанию, а контейнер после выгрузки с
судна остался на терминале. По словам перевозчиков, в связи с ситуацией резкого
повышения контейнерооборота (период июньского «автомобильного бума», который
сопровождался ажиотажным спросом на ж/д платформы со стороны покупателей
легковых автомобилей и был вызван стремлением ввезти автомобили до момента
повышения таможенных пошлин), в течение двух недель свободных ж/д платформ не
предвиделось.
В конечном итоге было принято решение осуществлять перевозку автомобильным
транспортом, что обошлось на 600 долларов дороже, но планируемые сроки доставки
груза в производственные цеха были сохранены. Необходимо заметить, что
вышеописанные случаи в реальной практике не часты, но не исключены. Поэтому
если важны сроки доставки (например, для обеспечения непрерывного производства,
когда частота поставок превалирует над объемом по ряду объективных причин:
высокие таможенные пошлины, размер склада и т. д. ), то, безусловно, авто –
лучший вариант. Вторым плюсом автомобильной контейнерной перевозки является
гибкость при составлении маршрута и возможность доставки груза прямо на склад
получателя. Схема проста и очень удобна: привезли контейнер на ПТО, произвели
таможенную очистку «с колес», перевезли на склад, разгрузили, и автомобиль с
порожним контейнером отправили в порт. Вся вышеописанная процедура в комплексе
при автоперевозке занимает, как правило, не более 48 часов, в то время как при
железнодорожной перевозке она может длиться более недели и в отдельных случаях
приводит к необходимости уплаты штрафов за превышение сроков бесплатного
пользования контейнером. Кроме того, стоит отметить еще один важный момент: при
автоперевозке грузополучатель никак не привязан к определенному пункту
таможенного оформления и волен производить “таможенную очистку” груза в любом
пункте на свое усмотрение, а это зачастую экономит не только драгоценное время,
но и нервы. Будем объективными – далеко не всегда документы, необходимые для
таможенного оформления бывают в полном порядке, и далеко не каждый
представитель таможенных органов соглашается помочь исправить ситуацию и
предложить варианты решения проблемы. Осуществляя перевозку контейнера на
автомобильном транспорте, экспедитор или непосредственно грузовладелец может
контролировать местонахождение груза в любой момент времени – средства
GPS-навигации либо мобильной связи присутствуют сегодня практически у каждого,
даже самого небогатого перевозчика. Такая возможность позволяет с высокой
степенью оперативности решать многие вопросы, возникающие в процессе перевозки,
обеспечивая при этом непрерывность самого процесса. Рассмотрим ситуацию из
ближайшей практики. В ходе одной из поставок на пограничном переходе у
контролирующих лиц возникли вопросы к оформлению товаросопроводительной
документации, в которой необходимо было всего на всего произвести допустимое
исправление: в инвойсе сумму 13535,40 EUR прописью указали как “thirteen
thousands five hundred thirty five euro and four cent”. Контейнер, доставляемый
по железной дороге, незамедлительно сняли с поезда, а своевременно предупредить
об этом не посчитали нужным. Решение проблемы оказалось банально простым –
потребовалось официальное письмо от заказчика с просьбой о внесении изменений в
инвойс. К такому решению пришли быстро, однако сама процедура прохождения
пограничного перехода, в целях обеспечения максимально быстрой доставки
контейнеров, не предполагает отведение времени на стоянку поезда до выяснения
всех вопросов по каждому контейнеру. В результате письмо предоставили, но
«Викинг» к тому времени был уже в пути, а следующий попутный поезд пришлось
ожидать еще около 3 дней. При автомобильной перевозке проблема решалась бы
гораздо проще – один телефонный звонок и четкие инструкции водителю, который
фактически является представителем перевозчика, – и автомобиль снова в пути.
Одним из наиболее важных показателей качества перевозки является сохранность
груза. Этот показатель во многом зависит от погодных условий, дорожной
обстановки и профессионального мастерства водителя, что теоретически делает
риск порчи или утери груза более высоким по сравнению с железнодорожным
транспортом. Вместе с тем, Logists.by рекомендует при перевозке
ценных либо хрупких грузов (музыкальные инструменты, электробытовая техника,
аудио и видеоаппаратура, посуда, фарфор и т. д. ) отдавать предпочтение
автомобильному транспорту, обращая при этом особое внимание на наличие
действительного страхового полиса ответственности перевозчика и сумму
страхования. Объясняется это тем, что вероятность повредить груз при выполнении
сравнительно большого количества погрузочно-разгрузочных операций, а также при
сортировке вагонов и формировании железнодорожных составов намного больше, чем
утратить товар при автоперевозке. Однако, отмечая достоинства автотранспорта,
не стоит забывать и о недостатках. Существующие на сегодняшний день ограничения
максимальной массы и нагрузки на ось не позволяют в ряде случаев использовать
для перевозки контейнера автомобильный транспорт. К примеру, 20’ht (heavy
tested) контейнеры или стандартные 40-футовые контейнеры обладают
грузоподъемностью до 27-28 тонн, а при перевозке тяжелых необъемных грузов
(металлы, горные породы, строительные материалы и др. ) экономически
целесообразно стремиться к максимально высокому коэффициенту использования
грузоподъемности контейнера и производить перевозку на железнодорожных
платформах. Конечно, следует сказать, что возможность перевозки тяжеловесных
грузов автотранспортом существует, но для этого необходимы специальные
транспортные средства (трехосные седельные тягачи с небольшой снаряженной
массой, которые в парках транспортных компаний встречаются нечасто) и (или)
специальное разрешение, на получение которого зачастую уходит намного больше
времени, чем на саму перевозку. Рассмотрим этот момент в цифрах. Осуществляя
поставки гранитного камня, в 20-футовый контейнер загружают до 27 тонн брутто.
Масса самого контейнера составляет порядка 2,5 т. , массы двухосного тягача и
контейнерной площадки – около 10 и 6 т. соответственно. Итого полная масса
автопоезда с грузом составляет 45,5 т. , что значительно превышает допустимую
общую массу транспортного средства, равную 40 т. (согласно Указу Президента
Республики Беларусь от 26. 11. 2010 № 613). В этом случае перевозка автомобильным
транспортом совершенно нецелесообразна, т. к. возникают не только дополнительные
платежи (высокая стоимость фрахта тягача из-за повышенных нагрузок и износа
протекторов шин, плата за превышение допустимой массы), но и волокита с
получением специального разрешения на проезд тяжеловесного транспортного
средства по дорогам общего пользования. Нагрузка на ось часто является
ограничителем при перевозке технологического оборудования, когда большая часть
массы сконцентрирована в одной части контейнера и не позволяет использовать
стандартный автотранспорт. В заключении специалисты Logists.by
дают несколько рекомендаций по организации перевозки контейнеров автомобильным
транспортом:
* во избежание простоев контейнера в порту и штрафов за сверхнормативное
хранение позаботьтесь о предварительном фрахтовании транспортного средства;
* тщательно проверяйте на предмет соответствия данные, указанные в
товаросопроводительных документах (коносамент, CMR-накладная, инвойс,
упаковочный лист), что в свою очередь поможет исключить ряд вопросов и
сэкономить время при прохождении границы и таможенном оформлении груза;
* при перевозке двух 20-футовых контейнеров общей массой до 21 т. ,
используйте один автопоезд, что позволит сохранить вам никогда не лишние 150
евро. Это лишь несколько из большого множества нюансов, которые нужно учитывать
при организации перевозки контейнеров. Стоит ли говорить о том, что перед
осуществлением поставок необходимо обозначить и тщательно проанализировать все
потенциально возможные проблемы при перевозке, наметить пути и способы их
решения, а с момента начала перевозки и до полного завершения – постоянно
контролировать процесс ее выполнения. В противном случае, стоимость
транспортировки может оказаться намного выше стоимости самого груза. Конечно,
при решении всех проблем и нюансов в ходе перевозки можно положиться на
собственные возможности, знания и умения, получая при этом минимальный
экономический эффект и затрачивая кучу времени и нервов. Но как показывает опыт
крупнейших игроков рынка товаров и услуг, более целесообразным является
передача функций построения и контроля логистической схемы поставок на
аутсорсинг надежному 3PL-оператору, что дает возможность не только получить
оптимизированную, высокоэффективную систему, но и минимизировать вплоть до
полного исключения сбои, которые могут возникнуть при организации перевозочного
процесса.

Похожие записи