Грузовой обмен: направление, объем, структура
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность логистического
провайдера или транспортно-экспедиционную компанию (далее — ТЭК), является
грузовой обмен. Это число грузовых отправлений, принятых, обработанных и
переданных по назначению за определенный интервал времени. В зависимости от
источника поступления, направления и перемещения различают исходящий, входящий
и транзитный грузовой обмен. Каждый из них требует специфической технологии
обработки.
Исходящий грузовой обмен составляют грузовые отправления, принятые от
клиентуры и подготовленные к перевозке по назначению. Если объем исходящего
обмена растет, то, с одной стороны, это говорит о повышении спроса клиентов на
оказываемые услуги ТЭК, а с другой — о необходимости увеличения складских
площадей и грузообрабатывающих механизмов, а также интенсивного развития
филиальной сети и ее оснащения.
Во входящий грузовой обмен включаются грузовые отправления, поступающие в
филиалы. В целом для ТЭК входящий обмен равен исходящему, однако для отдельного
филиала величина и структура их могут быть различными.
Транзитным грузовым обменом называют грузовые отправления, поступающие в
филиалы и проходящие транзитом.
Какой обмен — такой поток
Итак, каждый вид грузового обмена определяет грузовой поток — число грузовых
отправлений, которые следуют в определенном направлении. Структура, свойства и
количественные характеристики грузовых потоков имеют первостепенное значение
для рационального построения всей вашей системы доставки в городе, районе,
области и во всех ваших филиалах в целом.
Особое место отводится грузовым потокам, возникающим внутри ваших крупных
филиалов, которые осуществляют обработку больших объемов грузовых отправлений.
Полная информация об этих потоках позволит вам сделать наилучший выбор и
оптимально разместить грузообрабатывающее оборудование, что значительно повысит
эффективность функционирования вашего филиала, а также даст возможность
постоянно совершенствовать технологический процесс обработки.
Характерным свойством грузовых потоков является их неравномерность по времени
и направлениям. Неравномерность по времени возникает под действием следующих
факторов:
* неравномерность в движении магистрального и местного транспорта;
* неравномерность приема грузов от клиентов по часам в сутки;
* сезонность колебания спроса на услуги (различные товары и продукты,
праздничные потоки и т. д. ).
При этом чем меньше интервал времени, в течение которого грузовой поток
изучается в вашей компании, тем сильнее неравномерность поступления грузовых
отправлений. Другими словами, динамика грузового обмена будет более ярко
выраженной по часам в сутки, чем по дням недели и по месяцам.
Сила есть — и нужен ум: как важно рассчитать нагрузку
Для количественной оценки стохастического процесса поступлений грузовых
отправлений вводится, как правило, понятие величины нагрузки (стохастический —
случайный). Нагрузка — это число грузовых отправлений, поступающих на обработку
для его дальнейшей транспортировки в ваш филиал в течение определенного
интервала времени. Для нормального функционирования филиала обмен в течение
суток должен быть равен нагрузке (если считать, что работа организована
круглосуточно). Разрыв между обменом и нагрузкой из-за неравномерности ее
поступления может наблюдаться лишь в отдельные часы суток. Величина нагрузки
определяет объем деятельности филиала/компании, обеспечивающей требуемую
пропускную способность всех ваших технологических цепочек.
Для эффективной организации технологического процесса необходимо изучение
колебаний нагрузки по часам суток. Для этого нужно определить коэффициент
концентрации i-гo часа суток:
Kчасi = Qчасi / Qсут,
Где Qчасi – нагрузка i-гo часа суток (i = 1, 2, … 24); Qсут – нагрузка за
сутки.
Получаем, что Σ (24 при i = 1) Kчасi = 1.
Кроме этого, практическое значение для расчетов имеет коэффициент концентрации
часа наибольшей нагрузки:
Кчнн = Qчнн / Qсут,
Где Qчнн – нагрузка в час наибольшей нагрузки.
Исходя из величины Qчнн осуществляется набор технических средств обработки
грузовых отправлений и персонала. При проектировании технологических процессов
для новых филиалов необходимо использовать коэффициент Кчнн по отдельным
технологическим операциям и видам грузовых отправлений.
При расчете количества рабочих мест и технологического оборудования следует
принимать во внимание суточные колебания нагрузки, т. е. рассчитывать
коэффициент суточной неравномерности по дням недели:
Ксутi = Qсутi / Qсут,
Где Qсутi – суточная нагрузка i-гo дня недели; Qсут – среднесуточная нагрузка
за неделю.
Очевидно, что Σ (i = 1) Ксутi = 7.
Более точное значение коэффициента суточной неравномерности можно получить для
более длительного интервала, например за год:
Ксутi = Qсутi / Qсутг,
Где Qсутi – величина суточной нагрузки i-гo дня года; Qсутг – среднесуточная
нагрузка за год.
Но для этого потребуются длительные наблюдения и трудоемкая обработка
значительного статистического материала. Вследствие этого можно пойти по менее
сложному пути, рассчитывая коэффициенты месячной неравномерности нагрузки:
Kмi = Qмi / Qм,
Где Qмi – нагрузка i-гo дня месяца, Qм – среднемесячная нагрузка за год.
Очевидно, что Σ (12 при i = 1) Kмi = 12.
Поскольку число дней в месяце колеблется от 28 до 31, то целесообразно
исчислять Kмi по среднестатическим величинам:
Kмi = Qсутмi / Qсутмг,
Где Qсутмi – среднесуточная нагрузка за год; Qсутмг – среднесуточная нагрузка
i-гo месяца
Для того чтобы коэффициенты концентрации и неравномерности имели высокий
уровень точности, следует иметь достаточный объем статистического материала.
Вполне приемлемы следующие интервалы наблюдений:
для Kчасi — не менее 7 суток;
для Ксутi — не менее 4 недель;
для Кмесi — не менее 3 лет.
Идем на компромисс! Нагрузку можно сгладить
Совершенно очевидно, что неравномерность нагрузки значительно усложняет
производственный процесс компании: требуется привлечение дополнительной рабочей
силы и грузообрабатывающей техники, что в целом увеличивает себестоимость
обработки грузовых отправлений. Поэтому нужны мероприятия по сглаживанию
нагрузки, например разъяснительная работа среди клиентов о досрочной отправке
грузов в предпраздничные периоды. И такие мероприятия должны занимать не
последнее место в деятельности компании.
Существуют два варианта организации производственного процесса с учетом
неравномерности поступления грузовых отправлений. В первом главенствует принцип
жесткого выполнения контрольных сроков обработки грузов, т. е. количество
сотрудников и количество грузообрабатывающих механизмов необходимо исчислять
исходя из величины наибольшей нагрузки. В этом случае даже при оптимальном
планировании графиков рабочих бригад и очередных отпусков имеет место низкая
степень использования оборудования и живого труда.
Второй подход допускает некоторое увеличение контрольных сроков обработки
грузовых отправлений в период максимальной нагрузки в определенные дни при
обязательном их выполнении в другие дни. Здесь имеет место вполне обоснованный
компромисс между устойчивостью и эффективностью производственного процесса.
Для сокращения времени задержки грузовых отправлений в периоды праздничных и
сезонных потоков компания может привлекать значительное число
неквалифицированных работников — студентов, учащихся колледжей, а также
использовать для сверхурочной работы штатных сотрудников.
Валерий Соколов, главный специалист ДОГП, ОАО «Международный аэропорт
Шереметьево»