В Республике Беларусь сложилась в силу объективных причин исторического,
политического, экономического характера определенное технологическое отставание
в области логистики.
Однако,одним из базовых приоритетов внутренней и внешней политики Беларуси в
современных условиях является ускоренная интеграция ее торгового и
транспортного комплексов в мировое логистическое пространство, создание
благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и
рабочей силы.
Географическое расположение Республики Беларусь обусловливает рост объемов
грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом в международном
сообщении. Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью
евроазиатского железнодорожного комплекса. По территории страны проложены
следующие международные магистрали:
• «Брест – Минск – Орша» – главная ось транспортного коридора «Лондон – Париж
– Берлин – Варшава – Минск – Москва»;
• «Гомель – Бобруйск – Минск – Молодечно – Лунинец – Барановичи – Лида»
соединяет Украину со странами Балтии.
Плотность белорусских железных дорог достигает 27 км на 1000 км2 территории,
что меньше в 1,4-3 раза плотности железных дорог в Болгарии, Украине, Литве,
Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3-4 раза – в Венгрии,
Турции, Германии и в 7 раз – в США. Однако несмотря на это, действующая
железнодорожная инфраструктура обеспечивает необходимый уровень обслуживания
экономики страны, а также доступность для 40% населенных пунктов республики.
Географическое расположение Республики Беларусь обусловливает рост объемов
грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. Так,
согласно международной классификации по территории Республики Беларусь проходят
трансъевропейские коридоры общей протяженностью 1513 км:
• № 2 «Запад – Восток» – автомобильная дорога «Берлин – Варшава – Минск –
Москва – Нижний Новгород»;
• № 9 «Север – Юг» – автомобильная дорога «граница Российской Федерации –
Витебск – Гомель – граница Украины»;
• № 9Б – автомобильная дорога «Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда –
Калининград».
Доля водного транспорта незначительна и составляет менее 1% общего
республиканского грузооборота. Отдельные речные порты республики (Мозырь,
Гомель, Брест) имеют подъездные железнодорожные пути, что позволяет выполнять
перевозки с перевалкой грузов с железной дороги на водные пути и наоборот.
Более того, порт «Брест» имеет подъездные железнодорожные пути европейской
колеи, что позволяет обрабатывать грузы, идущие в Западную Европу.
Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа в Беларуси широко применяется
трубопроводный транспорт, доля которого в общем грузообороте республики
составляет около 50%. Доля воздушного транспорта в грузообороте страны
составляет примерно 0,01%. Несмотря на это, важно отметить, что отечественная
авиация обслуживает более 50 международных воздушных трасс и около 90 тыс.
транзитных полетов.
Сравнительный анализ транспортного комплекса Республики Беларусь в целом
показал, что доля транспортных услуг в валовом национальном продукте страны
составляет не более 10%, что почти в 2-3 раза ниже достигнутых показателей в
подобных транзитных странах Европы. Это указывает на значительный потенциал по
развитию данной сферы экономики Беларуси.
Внедрение логистики в организациях Республики Беларусь позволит
гармонизировать внутренние бизнес-процессы предприятия, повысить эффективность
деятельности; сократить затраты, увеличить количество потребителей, удержать и
расширить рынки сбыта; повысить конкурентоспособность предприятия в условиях
жесткой мировой конкуренции.