Белорусской логистике не хватает моря и кластеров

С какой страной Балтии может быть заключено межправсоглашение, белорусские
чиновники не уточняют. Если же судить уже по уже реализованным и намеченным к
реализации проектам в рамках глобальной китайской инициативы, то страной
соглашения может стать Литва.

МОРСКИЕ ПУТИ УЖЕ ИЗВЕСТНЫ, СУХОПУТНЫЙ – ЕЩЕ НЕТ

Строительство нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со
странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой (глава КНР выдвинул
эту идею еще в 2013 году), означает создание торгового коридора для прямых
поставок товаров с Востока на Запад. Китай, по сути, хочет создать транспортную
сеть от Тихого океана до Балтики, но при этом минимизировать барьеры для
торговли и инвестиций.

Инфраструктура будущего Шелкового пути пока формируется. Для этого проекта
четко обозначены несколько маршрутов, а вот сухопутный коридор для этого
проекта окончательно не определен. Нет пока окончательной ясности и по узловым
точкам Шелкового пути.

Беларусь пытается сделать максимально возможное, чтобы новый Шелковый путь
прошел по ее территории. Если получится, это сулит стране серьезные бонусы. В
частности, подключившись к сухопутному транспортному коридору между Азией и
Европой, у Беларуси появится шанс примерно в 2 раза увеличить транзитный
грузопоток.

CHINA MERCHANTS GROUP ТОРИТ ДОРОЖКУ ДЛЯ СУХОПУТНОГО МАРШРУТА

После того, как в «Великий камень» пришла корпорация China Merchants Group,
специализирующаяся на оказании транспортных, логистических, финансовых услуг,
шансов у Беларуси стать узловой площадкой Шелкового пути прибавилось.

China Merchants Group планирует построить в парке «Великий камень»
торгово-логистический субпарк на территории порядка 100 гектаров стоимостью
около 150 млн. долларов. В 2016 году в этот проект намечено инвестировать около
90 млн. долларов. Китайская корпорация к ноябрю нынешнего года планирует ввести
объекты общей площадью 100 тыс. кв. м.

Ход реализации этого проекта белорусская сторона держит под особым контролем.
Ведь это — первый коммерческий объект, строительство которого началось в парке
«Великий камень». Вице-премьер Беларуси Анатолия Калинина 13 апреля обсуждал
ход реализации этого проекта с представителем компании в Центральной Азии и
странах Балтийского региона Ху Чжэном. По итогам этой встречи было, как и
ожидалось, заявлено, что China Merchants Group готова построить логистический
субпарк в «Великом камне» в кратчайшие сроки.

ЛИТОВЦЫ СЫГРАЛИ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Получается, что теперь, чтобы стать полноценной узловой площадкой Великого
шелкового пути, «Великому камню» не хватает лишь выхода к морю. Но это – не
проблема. Дело в том, что Литва со своей стороны заранее приложила максимум
усилий, чтобы стать для китайского Шелкового пути своего рода морской узловой
платформой.

Неслучайно China Merchants Group, приступившая к строительству в «Великом
камне» логистического субпарка, покупает терминал в Клайпедском порту. Это как
раз и позволит белорусской платформе Шелкового пути получить выход в морю.

Со своей стороны Литовские железные дороги (ЛЖД), имеющие богатый опыт работы
по организации контейнерных линий, мультимодальных перевозок и экспедировании
грузов в направлениях Восток – Центральная Европа, Восток – Запад, заранее
подписали соглашение о сотрудничестве с China Railway International Co (CRIMT),
которая занимается международными перевозками грузов морским и железнодорожным
транспортом, а также договоры по экспедированию грузов с компаниями China CAMC
Engineering, Sinotrans Limited, Kerry Logistics, Genertec International
Logistics, Bondex Logistics.

Повышению транзитной привлекательности Беларуси и Литвы в этом проекте
послужит, безусловно, и реализация международного транспортного проекта Rail
Baltica, который в свою очередь интегрирует Литву и другие страны Балтии в
железнодорожную сеть Европы. После прокладки Rail Baltica (в октябре 2015 года
открыта часть линии, а полностью проект завершится в 2017 году) Литва станет
единственным местом в Балтийском регионе, где будут соединены железнодорожные
колеи российского и европейского стандартов. Это даст положительный эффект для
экономики не только Литвы, но и Беларуси, поскольку позволит привлечь новые
грузы транзитом через ее территорию.

ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПАНИИ В ПАРК НЕ СПЕШАТ

Несмотря на беспрецедентные льготы, предоставленные белорусской стороной
резидентам парка, интерес к «Великому камню» проявляют преимущественно
китайские компании. Европейцы пока присматриваются. Дело в том, что европейские
компании приходят в индустриальные парки, как правило, с развитой
инфраструктурой. Беларусь, как известно, не может профинансировать
строительство инфраструктуры. Отметим, что в 2015 году в «Великом камне» за
счет средств китайско-белорусской управляющей компании были выполнены проектные
и строительно-монтажные работы на 48 млн. долларов, также благодаря
технико-экономической помощи КНР были профинансированы работы по строительству
трансформаторной подстанции и линий электропередач на 6,4 млн. долларов.

И если китайские компании готовы финансировать проекты фактически в «чистом
поле» и нести риски, то европейцы – нет. К тому же, европейским компаниям важно
наличие в стране кластерной политики. К примеру, тот же производитель
фармакологической продукции, приходя в страну с новым проектом, должен
понимать, у кого он купит сырье, комплектующие и т. д. Поэтому чтобы в «Великий
камень» пришли действительно высокотехнологичные и инновационные предприятия,
здесь сначала нужно создать условия для развития их бизнеса.

«