Эпоха дешёвого труда в Китае завершилась

За годы экономического бума зарплаты в Китае сильно выросли, а доля
трудоспособного населения достигла пика, в результате чего страна лишается
одного из главных своих козырей – дешевой рабочей силы. Транснациональные
компании приспосабливаются к новым реалиям рынка труда и развитию технологий,
которые заменяют рабочих на фабриках.

Levi Strauss начала производить джинсы в Китае 30 лет назад, полагаясь на
казавшийся нескончаемым поток дешевой рабочей силы. Но ситуация изменилась, и в
следующие десятилетия нехватка трудоспособного населения в Китае заставит Levi
и другие западные бренды преобразовать свои операции в стране или покинуть ее.
Эти изменения ознаменуют собой новый этап глобализации, на котором важны будут
автоматизация и близость к рынкам.

Это уже заметно в городе Чжуншань, неподалеку от Гонконга, где лазеры,
автоматические швейные машинки и цифровые принтеры заменяют десятки рабочих на
заводе Levi. «Труд становится дороже, а технологии – дешевле», – объясняет
Эндрю Ло, гендиректор Crystal Group, одного из крупнейших китайских поставщиков
Levi.

Опасаясь, что производители начнут покидать страну, председатель КНР Си
Цзиньпин в 2014 г. призвал совершить «революцию в сфере промышленных роботов» в
Китае, который уже стал их крупнейшим в мире рынком. Но не ясно, поможет ли
автоматизация так же сильно сократить расходы, как в свое время труд мигрантов
из сельской местности. По мнению некоторых специалистов, такие изобретения, как
3D-принтеры, могут серьезно изменить производство к 2050 г. Предполагается, что
они смогут производить различные товары (от одежды и пищи до электроники), а
рабочих будет требоваться меньше. «Возможно, в 2050 г. 3D-принтеры будут стоять
в домах и люди смогут сами производить все необходимое. Это сделает нас
ненужными», – говорит Роджер Ли, гендиректор гонконгской TAL Group, крупного
поставщика таких американских брендов, как Banana Republic и Brooks Brothers.

Но роль Китая как центра мирового производства снижается не только из-за
развития технологий, но и в результате изменения предпочтений потребителей.
Растет спрос на оригинальные товары, что делает удаленность от рынка
недостатком. Возможно, фабрики будут становиться меньше и находиться ближе к
потребителям. «Логистика, маркетинг и налоги могут стать более крупными
статьями расходов по сравнению с оплатой труда. Все это уменьшит
привлекательность Китая», – отмечает Гари Хафбауэр, эксперт по торговле из
Института международной экономики Петерсона.

Похожие записи