Контейнерные перевозчики Китая столкнулись с новыми трудностями

Ужесточение законодательства КНР в области грузоперевозок может вынудить
контейнерные линии отказаться от «лакомых» маршрутов или даже совсем выйти из
бизнеса.

Дополненные и переработанные, новые правила вступили в силу на территории КНР
с 15.02.2014. Отныне несудоходные транспортные компании и перевозчики,
оказывающие услуги в Китае, обязаны получить лицензию на ведение бизнеса в
Министерстве транспорта КНР. Чтобы получить эту лицензию, предпринимателям
придётся выполнить ряд требований, например, регистрация представителя и
солидный банковский счет организации.

Условия для игороков рынка изначально неравны. К примеру, компании из США
обязаны предоставить выписку с балансом банковского счета не менее $125 тыс., в
то время как организации из прочих стран — $129,5 тыс. Помимо этого платится
пошлина в 5 тыс. юаней.

Тысячи нелицензированных китайских и зарубежных предприятий и экспедиторов,
экспортирующих грузы из КНР, а также морские контейнерные перевозчики,
обеспокоены создавшейся ситуацией: нужно либо легализовать дело, либо уходить
из отрасли. Один из перевозчиков подсчитал, что новое законодательство сократит
объемы его экспорта из КНР примерно на 10%.

Несмотря на то, что об ужесточении законодательства речь шла ещё с ноября 2013
года, для многих игроков рынка это стало неприятной неожиданностью. По мнению
логистов, конкуренция на рынке существенно ослабнет, поскольку маленькие
компании попросту не смогут заплатить пошлины и выйдут из бизнеса.

«Основной проблемой логистики в КНР являются экспедиторские компании,
осуществляющие свою деятельность зачастую безо всяких разрешительных
документов. Они просто пользуются чужими документами!», — поясняет Кайран
Шетти, владелец фирмы All Cargo Global Logistics (Мумбаи, Индия).

Китайские власти намерены покончить с нелегальной деятельностью экспедиторов,
работающих в тени: средства, которые чиновники сочтут полученными незаконным
путем, будут арестованы, а компании принудят выплатить штраф в размере от 1 до
5 размеров общей суммы заключенной сделки, — говорится в тексте закона и
подзаконных актов, инициированных Минтрансом КНР 13.10.2013. Даже если компания
без лицензии не получила доход от совершенной сделки, либо сумма составила
менее 100 тыс. юаней, всё равно фирма обязана уплатить штраф в размере от 50 до
200 тыс. юаней.

Если компания-перевозчик прошла аттестацию в транспортном ведомстве, она
вправе устанавливать ставки на перевозку грузов на Шанхайской фрахтовой бирже,
уведомив клиентов об изменениях не позднее чем за 30 дней до вступления новых
ставок в силу. Новые ставки вступают в силу в течение 24 часов с момента подачи
заявления в ШФБ. Предприятия, которые не позаботились заранее об извещении
биржи по поводу изменения тарифов или незаблаговременно внесли коррективы в
заявку, обязаны уплатить штраф 20-100 тыс. юаней.

Принудительное лицензирование грузоперевозок в Китае было введено после нового
НДС на логистические услуги; провинциальные перевозчики начали «отжимать» рынок
у крупных компаний. Несмотря на то, что зарубежные логистические компании в
конце прошлого года получили возможность возвращать НДС, новая законодательная
база далека от совершенства, считают эксперты отрасли.

Похожие записи