Ужесточение законодательства КНР в области грузоперевозок может вынудить
контейнерные линии отказаться от «лакомых» маршрутов или даже совсем выйти из
бизнеса.

Дополненные и переработанные, новые правила вступили в силу на территории КНР
с 15. 02. 2014. Отныне несудоходные транспортные компании и перевозчики,
оказывающие услуги в Китае, обязаны получить лицензию на ведение бизнеса в
Министерстве транспорта КНР. Чтобы получить эту лицензию, предпринимателям
придётся выполнить ряд требований, например, регистрация представителя и
солидный банковский счет организации.

Условия для игороков рынка изначально неравны. К примеру, компании из США
обязаны предоставить выписку с балансом банковского счета не менее $125 тыс. , в
то время как организации из прочих стран — $129,5 тыс. Помимо этого платится
пошлина в 5 тыс. юаней.

Тысячи нелицензированных китайских и зарубежных предприятий и экспедиторов,
экспортирующих грузы из КНР, а также морские контейнерные перевозчики,
обеспокоены создавшейся ситуацией: нужно либо легализовать дело, либо уходить
из отрасли. Один из перевозчиков подсчитал, что новое законодательство сократит
объемы его экспорта из КНР примерно на 10%.

Несмотря на то, что об ужесточении законодательства речь шла ещё с ноября 2013
года, для многих игроков рынка это стало неприятной неожиданностью. По мнению
логистов, конкуренция на рынке существенно ослабнет, поскольку маленькие
компании попросту не смогут заплатить пошлины и выйдут из бизнеса.

«Основной проблемой логистики в КНР являются экспедиторские компании,
осуществляющие свою деятельность зачастую безо всяких разрешительных
документов. Они просто пользуются чужими документами! «, — поясняет Кайран
Шетти, владелец фирмы All Cargo Global Logistics (Мумбаи, Индия).

Китайские власти намерены покончить с нелегальной деятельностью экспедиторов,
работающих в тени: средства, которые чиновники сочтут полученными незаконным
путем, будут арестованы, а компании принудят выплатить штраф в размере от 1 до
5 размеров общей суммы заключенной сделки, — говорится в тексте закона и
подзаконных актов, инициированных Минтрансом КНР 13. 10. 2013. Даже если компания
без лицензии не получила доход от совершенной сделки, либо сумма составила
менее 100 тыс. юаней, всё равно фирма обязана уплатить штраф в размере от 50 до
200 тыс. юаней.

Если компания-перевозчик прошла аттестацию в транспортном ведомстве, она
вправе устанавливать ставки на перевозку грузов на Шанхайской фрахтовой бирже,
уведомив клиентов об изменениях не позднее чем за 30 дней до вступления новых
ставок в силу. Новые ставки вступают в силу в течение 24 часов с момента подачи
заявления в ШФБ. Предприятия, которые не позаботились заранее об извещении
биржи по поводу изменения тарифов или незаблаговременно внесли коррективы в
заявку, обязаны уплатить штраф 20-100 тыс. юаней.

Принудительное лицензирование грузоперевозок в Китае было введено после нового
НДС на логистические услуги; провинциальные перевозчики начали «отжимать» рынок
у крупных компаний. Несмотря на то, что зарубежные логистические компании в
конце прошлого года получили возможность возвращать НДС, новая законодательная
база далека от совершенства, считают эксперты отрасли.