Логистика: рынок сокращается, монополия растет

Крупные и средние игроки рынка теперь и не мечтают о развитии. Главное для них
сейчас – удержать позиции: поставки упали на 50 – 100%.

Несмотря на традиционное оживление грузопотоков в декабре, годовые результаты
деятельности перевозчиков вряд ли можно назвать оптимистичными.

– Основное препятствие – курс доллара, – рассказывает и.о. компании «Вавилон
Групп» Владислав Лавренцов. – Причем роль здесь играет даже не столько скачок
стоимости валюты, сколько динамика ее колебаний. Приходится закладывать на
скачки курса большие средства, что ложится порой непосильными тратами на
компании.

Есть и другая проблема – повышение тарифов на услуги РЖД на 10 %. Мало этого,
растут амбиции субподрядчиков. Коммерсанты, совершающие
погрузочно-перегрузочные, уборочные и другие работы, попросту воспользовались
ситуацией и накрутили расценки на свои услуги.

– Перевозки по морю стали в разы дороже, – говорит председатель регионального
отделения «Деловая Россия» Владимир Шеянов. – Помимо того, что нужно оплатить
железнодорожный тариф за перевозку контейнера, существуют различные платежи за
растаможку и др. оплаты – они выросли на 100%. Я понимаю, что скачок доллара
сказался на инфляции, но не до такой степени, чтобы потребитель почувствовал на
себе все риски.

Еще одной глобальной тенденцией можно считать переориентацию
транспортно-логистических схем на Дальний Восток. Изменения продиктованы как
внешнеполитической ситуацией, так и желанием торговых и других компаний
осваивать дальноевосточный регион.

Так, по данным Минтранса, автомобильные грузоперевозки крупными и средними
компаниями в январе – сентябре 2014 года сократились в пяти федеральных округах
из восьми.

При этом они выросли в Центральном федеральном округе на 3,9 % (к трем
кварталам 2013 г.), в Сибирском – на 0,5 % и Дальневосточном – на 15 %. Объемы
отправок по железной дороге в направлении портов Дальнего Востока также выросли
к концу 2014 года – на 12 % по сравнению с предыдущим годом.

Пока у логистов пессимистическое настроение и вероятность превращения
Владивостока в крупнейший транспортный узел вызывает у них сомнение. Объем
перевозок уменьшился, техника простаивает, следовательно, и цена на
грузоотправления растет. Не забываем про повышение цен на топливо, увеличение
стоимости валютного лизинга и нежелание грузоотправителей платить больше –
получаем самый настоящий кризис в сфере логистики. В выигрыше останутся только
те компании, которые предлагали клиентам сопутствующий комплекс. Например,
придумывали новые схемы перевозок, оптимизирующие затраты, помогали решать
проблемы с хранением, таможней и т.д.

– Сейчас многие экспедиторы и перевозчики живут за счет накопленного «жирка»
в предыдущие «тучные» годы, – объясняет генеральный директор ReLog Виктор
Ерукаев. – Во второй половине года я прогнозирую массовое закрытие
компаний-перевозчиков. С точки зрения стратегической экономики этот процесс
отрицательный, потому как
консолидация рынка ведет к повышению тарифов. Чем меньше игроков на рынке,
тем проще им договориться по стоимости услуг.

Консолидация, а следом и монополизация рынка выйдет боком и для обычных
потребителей.

– Сроки поставок товаров будут увеличиваться, – уверяет Владислав Лавренцов.
– Подвижные железнодорожные составы, морские контейнеры, пароходы будут не
полностью заполнены, следовательно, формироваться будут с опозданием. Некоторые
линии начнут отказываться от части рейсов, следовательно, возрастет срок
доставки.

Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. А пока логисты ищут
пути выживания на рынке в новых реалиях, перевозки будут дорожать. Затраты
заказчики обязательно включат в стоимость товара.

Похожие записи