Черный рынок топлива «заливает» Евросоюз. Автомобилисты Польши,
Великобритании, Чехии, Ирландии заправляются нелегальной соляркой. Ущерб
исчисляется миллионами евро.

Разница в ценах на топливо и скачок с 2009 года розничной цены солярки на 52%
– основные причины роста мошенничества. Проведя расследование, агентство
финансово-экономических новостей Bloomberg установило: контрабанда «ползет» из
приграничных районов, где особенно сильно ощутим ценовой разрыв. В Беларуси и
России средняя стоимость литра дизельного топлива 0,71 евро, в Польше за
солярку попросят 1,3 евро, а в Литве – 1,34 евро.

Способы незаконного вывоза топлива за рубеж для его последующей продажи хорошо
известны гражданам Беларуси. Помнят и о стихийных митингах «топливовозов» после
ограничений Совмина образца 2011 года. Вот только, если судить по данным,
обнародованным разными странами, складывается впечатление, что или запреты
сообразительные сограждане умудряются каким-то боком обходить, или воровство
идет не канистрами, а цистернами, а то и составами.

По информации Bloomberg, бюджет Польши недополучает из-за мошенничества с
топливом около 100 млн. евро в год, Великобритании – 1,3 млрд. Руководители
восьми из десяти нефтеперерабатывающих предприятий уверяют: прибыль их компаний
падает именно из-за черного рынка бензина и солярки. По словам председателя
Ирландской ассоциации нефтяной промышленности Тома Нунана, мошенничество с
топливом «подрывает ситуацию в нефтеперерабатывающей промышленности и вредит
государству в то время, когда экономические проблемы никогда не были так
велики».

В 2008-2009 годах из-за теневых операций на топливном рынке Великобритании
нанесен ущерб на 1,1 млрд. фунтов стерлингов (1,7 млрд. долларов), в Греции
нелегальный рынок топлива растет примерно на 600 млн. евро в год. Правительство
Чехии объявило: как минимум 20% потребляемого в стране топлива поступило на
продажу нелегально.

По словам председателя правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей
России Сергея Варламова, приведенных expert.ru, «мошеннические действия
возможны из-за слабой степени защиты нефтепроводов и контроля над расходованием
топлива. Этим пользуются как преступники, так и потребители нефтепродуктов,
которым мошенники поставляют товар с большой скидкой. Махинаторов трудно
привлечь к ответственности, потому что их трудно поймать. Нельзя забывать
также, что теневой сектор развивается во многом благодаря коррупционным связям
между преступниками и правоохранительной системой».

avto.e