Рынок перевозки сборных грузов в кризис — трудности или рост?

В марте была проведена первая официальная встреча профессиональных логистов и
управляющих транспортных компаний сектора сборных грузов. На мероприятии
обсуждались актуальные для современных логистов темы: тенденции рынка
транспортных услуг, критерии успеха в данной сфере, оптимизация бизнеса в
кризисные времена и логистика России в ближайшем будущем. Главная проблема
логистического рынка в России — это его непрозрачность, и, как следствие,
полное отсутствие обмена информацией между его игроками. Конференция стала
важным шагом по преодолению этого препятствия на пути к созданию
цивилизованного рынка. Она дала возможность представителям транспортных
компаний поделиться опытом и получить представление о положении дел в отрасли.
Главным организатором и инициатором мероприятия выступил Алексей Безбородов, за
плечами которого более двадцати лет работы в сфере логистики. Встреча проходила
в формате «без галстуков», которая предполагает живой диалог участников. В
число спикеров вошли представители компаний «Strategy Partners Group», «Деловые
линии», «РЖДЛ» и «Светлана»-К. Среди гостей также были представители «Сбербанк
Лизинг» и Eximp Logistic. Эксперт компании «Деловые линии» Артем Кошелев
рассказал о результатах исследований динамики сектора. По его мнению, основная
тенденция рынка — незначительный рост грузопотока на рынке автоперевозок.
Участники единогласно подтвердили этот факт: кризис вынуждает рассматривать
альтернативные способы перевозок, а автотранспорт, хотя и не самый бюджетный,
но наиболее удобный в данном случае вариант. Представители «Сбербанк Лизинг», в
свою очередь, объяснили, чего стоит ожидать перевозчикам в сложившейся в стране
макроэкономической ситуации от лизинговых компаний и продавцов транспорта.
Директор управления компании Денис Богданович отметил, что, скорее всего,
совместных предложений с новыми игроками данного рынка не будет. По его словам,
выгодные программы ожидают уже зарекомендовавших себя клиентов с хорошей
кредитной историей. Заместитель генерального директора компании «Светлана»-К
Наталья Кановская, рассказала о возможных путях выхода из кризиса на примерах
из практики предприятия. По ее словам, важно минимизировать цепочку посредников
и сделать схему поставок максимально простой. Кроме того, чтобы клиенты не
прекращали сотрудничество в период стагнации, необходимо работать над качеством
услуг: осуществлять своевременную доставку, эффективный документооборот и
ориентироваться на конечного потребителя. Обсуждая вопрос перспектив отрасли,
участники встречи отметили тенденции к незначительному по сравнению с
предыдущими годами росту и невозможность консолидации рынка: при наличии
множества мелких компании и явных лидеров, образование монополиста маловероятно.
В частности, президент STS Asia Рустам Юлдашев заявил, что скорее возможна
дефрагментация рынка в целом. Виктор Борцов, начальник департамента «РЖДЛ», дал
оценку объема сегмента перевозки сборных грузов, которая, по его мнению,
составляет 58-60 миллиардов рублей. Это подтверждается оценкой, приведенной
компанией «Деловые линии» и другими участниками рынка. Алексей Безбородов
подвел итоги конференции: «Сейчас на рынке складывается неоднозначная ситуация:
перспективы взрывного роста нет, железнодорожные и авиаперевозки значительно
проигрывают автотранспорту, а информирование внутри сектора отсутствует.
Очевидно, что игрокам сектора необходима возможность вести диалог друг с другом
и обсуждать волнующие их проблемы.

RB