«Stena Line» принимает дополнительные объемы российского экспорта в Европу, опережая в эффективности контейнерные линии

Главное преимущество паромного звена в том, что оно работает 7 дней в неделю
24 часа в сутки, позволяет не накапливать большие грузовые партии, а отправлять
товар в заявленном количестве и по запросу. В то же время нет ограничений и в
массовости отправки: день в день паром вывозит 3 — 5 контейнеров, а партию в 30
— 40 TEU способен забирать 1 — 2 раза в неделю. Таких условий не обеспечивает
ни одна морская линия прибалтийских портов, что создает особую
привлекательность для клиентов.

Новые бизнес-возможности

Stena Line не перехватывает грузы у конкурентов, а создает новые возможности,
— подчеркиваетруководитель регионального представительства Stena Line в России,
СНГ и Прибалтике Оскар Осис.

— Сейчас российские экспортеры увеличивают поставки продукции, тогда как новые
транспортные мощности не появились, — поясняет он. — Наша задача — вывезти
дополнительный объем груза, уложиться в понятные заказчику пределы
себестоимости или уменьшить ее, и обеспечить доставку «до дверей» покупателя
при помощи партнеров. Все это соединяется в современной технологии доставки
грузов без сопровождения, когда мы принимаем на себя полную ответственность за
мультимодальную перевозку и гарантируем клиентам четкое транзитное время, цену
и надежность перевозки.

Интересно, что внедряя новую для рынка технологию в тестовом режиме, можно
быстро доказать ее преимущества клиенту, а затем тиражировать решение для
других. Именно так поступила латвийская компания Baltreiss, которая 6 лет назад
опробовала перевозку плит OSB из Латвии в Швецию на мафи-трейлерах и ныне
довела количество таких отправок до 1500 в год. Теперь это стандартное решение
использует не одно, а многие деревообрабатывающие предприятия, а к маршрутной
сети экспорта помимо шведских портов добавились польские. А компания-перевозчик
стала экспертом в организации перевозок мафи-трейлерами, которые обеспечивают
клиентам выигрыш в цене минимум в 25%. Ведь грузоподъемность «мафика»
составляет до 120 тонн, на него можно штабелировать паллеты в 4 яруса, а
погрузка-разгрузка такой платформы на колесиках занимает считанные минуты.

Представитель «гуру» мафизации — судоходной компании Mann Lines — Тийт Арус
привел на семинаре еще более яркий пример формирования новой бизнес-модели
экспорта. Предложив одному из клиентов вывоз продукции мафи-трейлерами взамен
сухогрузов, компания помогла ему уменьшить транзитные складские запасы с 4000
кубометров до 800 кубометров, сократить потребность в оборотном капитале и
фактически обеспечила выживание компании в условиях кризиса.

Факт: Занимая на палубе 12 м (столько же, сколько обычный полуприцеп),
мафи-трейлер перевозит не 20, а стандартно 60-80 тонн груза. Возврат порожняка
также эффективнее, чем возврат прицепов, так как мафики можно штабелировать.

Оскар Осис убежден, что технологии, опробованные в Прибалтике, будут успешно
работать и для российских экспортеров. Жизнь это подтверждает: в данный момент
Stena Line готовит поставку металлических труб из Челябинска в Германию в
рамках проекта «Паром Плюс»: он соединяет доставку до порта вагонными партиями,
перегрузку на мафи-трейлеры в порту, паромную перевозку до порта Травемюнде и
затем довоз до покупателя.

— Эта технология развивается в Европе с 1960-х годов, в Mann Lines — c 1999
года. Для российского рынка она стала актуальной, поскольку появился новый
груз, который не могут обработать существующие игроки на рынке. Мы имеем
возможность предоставить комплексную услугу и профессиональное обслуживание в
порту, доставляя груз не дольше, чем заняла бы перевозка автотранспортом.
Организация таких логистических цепочек повышает конкурентоспособность
российских экспортеров.

Факт: Перевозка грузов без сопровождения в 2010-2014 годах в мире выросла
вдвое. Статистика Stena Line подтверждает эту тенденцию: так, в 2014 году
прирост таких грузов на сети паромной компании составил 11,8%.

Железная дорога + паром

Одним из российских партнеров Stena Line является TransContainer. Этому
тандему принадлежит честь разработки мультимодального маршрута из Гетеборга в
Самару, который глава латвийского представительства Раймонд Криевиньш считает
первой ласточкой в освоении скандинавского рынка для российских клиентов.

Действительно, маршрутная сеть TransContainer за счет паромной стыковки с
Швецией открывает возможности снабжать продукцией платежеспособное население
общей численностью около 15 млн человек и получить бизнес-контакты с такими
гигантами, как AkzoNobel, Ikea, Tetrapak, StoraEnzo, Husqvarna. Компания
проработала доставку грузов в обоих направлениях — с востока на северо-запад и
обратно, причем расчеты показывают, что транзитное время от портов Лиепая или
Вентспилс до Китая через Достык или Забайкальск составит 12 дней.

— Сухопутный маршрут через Россию — это заявка на конкуренцию с
авиатранспортом, которая проявит себя в полной мере при организации
контейнерных поездов. Потенциал скандинавского рынка мы оцениваем в 5-10 тыс
TEU в год, — считает Раймонд Криевиньш. — Обладая собственным парком в 62
тысячи крупнотоннажных контейнеров, мы сегодня удовлетворяем спрос на этот
подвижной состав с доставкой в европейские хабы — Гамбург, Дуйсбург, Антверпен,
а также в Китай и Южную Корею. Это создает альтернативу морским линиям, которые
не могут конкурировать с союзом Stena Line — TransContainer по скорости
обработки грузов, доступности подвижного состава, удобству и цене. И в то
время, как грузопоток из Европы на Россию уменьшился, мы стабилизируем свою
транспортную базу за счет обслуживания Центральной Азии, проектных грузов и
роста экспорта.