Без бумаг

Эксперимент с ГО «Белорусская железная дорога» (БЧ) на полигоне признан
удачным и послужит основой для электронных взаимоотношений с другими
перевозчиками.

Эксперимент по обмену электронными накладными СМГС, подписанными электронной
цифровой подписью (ЭЦП), проводился на выделенном полигоне между белорусской
станцией Центролит и российской Ковдор по перемещению порожних вагонов. В
частности, была отработана методика удостоверения электронной цифровой подписи
с использованием сервиса «доверенной третьей стороны» (ДТС), что позволило
создавать юридически значимые электронные документы.

Основной функцией ДТС является проверка электронной цифровой подписи,
сформированной в рамках иностранного правового поля и криптографических
стандартов для её проверки в соответствии с законодательством России.

Как сообщила «Гудку» первый заместитель департамента информатизации ОАО «РЖД»
Надежда Давыденко, эксперимент оказался удачным, и уже в начале следующего года
полигон использования безбумажной технологии будет расширен. В неё включат и
гружёные вагоны. «Сейчас мы дополняем электронную накладную СМГС до стандарта
бумажной, поскольку на электронную версию стандартов нет, – говорит Надежда
Давыденко. – Как только на границе товарные кассиры перестанут оформлять эти
документы, сразу сократятся трудозатраты и время на документооборот». В будущем
дороги планируют полностью отказаться от использования бумажных документов.

Также в следующем году начнётся эксперимент по внедрению безбумажной
технологии перевозок на грузовые рейсы с Казахстаном. Электронная система,
которая позволит готовить и заверять электронной подписью СМГС в этой
республике, будет готова в декабре. Затем электронный документооборот с РЖД
опробуют на полигоне Карталы – Тобол с учётом уже имеющегося белорусского
опыта. Комплект документов, обеспечивающих взаимное признание цифровых
подписей, должен быть подписан в начале 2014 года.

Высокая степень готовности к введению электронного документооборота есть и
между РЖД и «Укрзализныцей». Накладные СМГС передаются в виде электронных
документов в формате UN/EDIFACT по каналам сети «Инфосеть-21». При этом
взаимодействие базируется на взаимодействии удостоверяющих центров (УЦ) сторон,
обмене национальными криптографическими алгоритмами и средствами электронной
подписи. Функция УЦ ОАО «РЖД» возложена на удостоверяющий центр ОАО «НИИАС», УЦ
«Укрзализныця» – на Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) УЗ.

«Частично по порожним вагонам электронный документооборот с февраля этого года
уже введён. Сейчас на вагоны, которые были отправлены из России на Украину и
здесь выгружены, «Укрзализныця» оформляет перевозочный документ исключительно в
электронном виде. Он передаётся в РЖД и по соответствующей технологии двигается
дальше по России, – рассказал «Гудку» директор Главного
информационно-вычислительного центра «Укрзализныци» Владимир Мурзин. – Так же
происходит и при перевозках порожних украинских вагонов обратно в страну. С
гружёными вагонами всё сложнее, существуют проблемы с таможней как с украинской
стороны, так и с российской, которые мы надеемся уладить к началу следующего
года, для того чтобы применять электронный документооборот для всех типов
грузовых вагонов».

Запуск безбумажной технологии по гружёным вагонам будет возможен только после
согласования всех вопросов с таможенными органами двух стран, подтверждают и в
РЖД.

Сергей Плетнёв
Светлана Кускова
TransNews Agency

Похожие записи