Полеты на дирижабле: Россия намерена совершить прорыв в грузоперевозках

Кажется, что все виды доставки грузов миру уже известны. Автомобильные и
авиационные, морские и ж/д перевозки. Но российские изобретатели в скором
времени готовятся удивить мир. Они хотят в будущем доставлять грузы при помощи…
специального дирижабля, разработкой которого в настоящее время занимаются в
инновационном центре в Сколково. Мы выяснили, что и на какие расстояния можно
будет возить при помощи нового устройства.

Впервые о создании дирижабля для перевозки грузов в России заговорили еще в
августе 2009 года. Сразу два ведомства – Министерство промышленности и торговли
РФ и Минобороны разработали и планировали утвердить концепцию его развития до
2020 года. По их оценкам, нашей стране нужны были 200-250 дирижаблей, способных
перевозить грузы весом от 5 до 200 тонн. После чего на три года о данном
ноу-хау все дружно забыли. Пока все тот же Минпромторг в программе развития
авиационной промышленности не упомянул о необходимости размещения заказа на
научно-исследовательские и опытно-научные разработки по созданию транспортного
дирижабля, который мог бы доставлять грузы массой до 10 тонн.

Были еще инициативные чиновники на местном уровне. Так, в Ульяновской области
с подачи губернатора Сергея Морозова в 2010 году была принята целевая
программа, предполагавшая строительство дирижаблей, способных поднимать вес от
600 до 1500 тонн. В проект собирались вложить 2,7 миллиардов рублей, из которых
300 миллионов легли бы на плечи регионального бюджета. Тогдашний президент
страны Дмитрий Медведев похвалил ульяновские власти за полет фантазии и услышал
от Сергея Морозова обещание до 2012 года запустить грузовые «летающие тарелки»
в эксплуатацию. Население и эксперты радости президента не разделяли, посчитав,
что бюджетные деньги растворятся в воздухе.

В том же самом 2012 году громкий проект тихо свернули.

Какие грузы и куда можно будет доставлять дирижаблями?

В идеале дирижабли должны все-таки превосходить по грузоподъемности и поезда
(60 тонн), и самолеты (125 тонн), и даже самые крупные суда (170 тонн). Их
специализацией станут сверхтяжелые грузы, которые невозможно транспортировать в
разобранном состоянии. Например, металлические конструкции и блоки
электростанций.

А уж по части доступности в самые отдаленные уголки России дирижаблю и вовсе
не будет равных. Он сможет проникнуть туда, где не летают самолеты и не ходят
поезда, где нет асфальтированных дорог, и отсутствует доступ к рекам и морям.
Дирижабль вообще крайне неприхотлив. Он может взлетать и садиться, хоть в
чистом поле, хоть на болоте, хоть на снегу. Это очень экономичный (в 10 раз
дешевле вертолета) и экологический чистый вид транспорта.

Чем, например, не решение проблемы северного завоза грузов в районы Крайнего
Севера? Минпромторг, к слову, собирался использовать дирижабли в местах добычи
нефти и газа.

Дирижабль в России сегодня

По последней информации, датированной мартом 2014 года разработкой аппарата
под названием «АТЛАНТ» озабочены сегодня в Сколково. Это будет смесь дирижабля
с вертолетом и самолетом, которая будет способна поднять на борт до 200 тонн
грузов. Летать она будет со скоростью до 150 км/ч, преодолевая расстояние от
2000 до 4000 километров.

Разработчики считают, что миру в настоящее время необходимо 1400 дирижаблей, а
испытание своего первенца, способного поднять в воздух 16 тонн грузов хотят
начать через три года.

Россияне не одиноки в своем желании совершить самый настоящий прорыв в сфере
грузоперевозок. Германия, Великобритания, Китай, США и Канада сегодня тоже
занимаются разработкой грузовых дирижаблей и будет очень любопытно взглянуть,
кто же придет к финишу первым в этой гонке изобретателей.