Так как поиск кратчайшего пути между точками A и B является одной из
фундаментальных проблем вычислительной техники (а также теории сетей,
навигационных систем и т. п. ), слизневикам есть чем поделиться со специалистами
в этих сферах.
Профессор информатики Университета Запада Англии Эндрю Адамацки (Andrew
Adamatzky) заставил слизневика Physarum polycephalum “путешествовать” по
трехмерным картам стран и континентов, в поисках оптимального маршрута.
“Моя работа со слизневиками показала: возможно создавать полностью
функциональные компьютеры общего назначения на основе практически любого
организма. Для этого не нужен разум – достаточно базовых реакций на химические,
оптические, тактильные и, возможно, гравитационные стимулы”, – рассказывает
Адамацки.
Ученый изготовил ландшафтную карту США и Германии из найлона, максимально
точно воссоздав высотность и рельеф местности. Слизневик практически “повторил”
шоссе 20 (самую протяженную магистраль США, 5415 км) и автобан 7 (самую длинную
автодорогу ФРГ, словно “рассекающую” страну на восточную и западную половинки;
963 км). У одного конца каждой дороги (Ньюпорта, штат Орегон и Фленсбурга, на
границе с Данией) Адамацки положил слизневика, у противоположного (Бостон и
Фюссен) – овсяные хлопья. Ориентируясь на запах хлопьев, слизневик выпустил
“побеги” и за 4-5 дней дошел до Бостона (до Фюссена – за 2-3 дня). Скорость
перемещения по территории США была ниже, вероятно, из-за высоких Скалистых гор).
После нескольких экспериментов на трехмерных и двухмерных ландшафтах
обнаружилось, что (несмотря на близость к реальным автодорогам) маршруты
слизневиков не повторяются. Но дело тут не в произвольнсти выбора пути, а в
различном физиологическом состоянии и скорости обмена веществ у этих
организмов: некоторые слизневики более сильны и энергичны. Поэтому они идут
коротким путем и меньше уклоняются от прямой линии, и маршруты их более
прямолинейны). То есть, решил Адамацки, слизневики выбирают не кратчайший путь,
а оптимальный (учитывая доступные им ресурсы).
Хотя полученные результаты любопытны сами по себе, более важным для Адамацки
представляется их потенциал для решения иных, более общих задач – в разработке
алгоритмов, обработке изображений, теории графов, синтезе новых материалов…
Сейчас ученый строит гибридный (электронно-слизневой) компьютер под названием
PhyChip. Разработка финансируется в рамках программы Евросоюза по
нетрадиционной вычислительной технике.