Грузоперевозки в РФ будут стагнировать вместе с экономикой

В этом году существующие темпы удавалось поддерживать в основном благодаря
заморозке тарифов на железнодорожные перевозки. В частности, перевозки черных
металлов по сети РЖД за десять месяцев текущего года составили 59,3 млн тонн.
Рост объемов в годовом соотношении – 1,6%. Однако, по прогнозу РЖД, общий объем
грузоперевозок в этом году все равно сократится на 1,2–1,8%. В январе — октябре
этот показатель упал на 0,9% в годовом выражении (до 1,021 млн тонн).

В следующем году ситуация для грузоотправителей будет еще сложнее: в сентябре
премьер Дмитрий Медведев принял решение о росте тарифа железнодорожной
монополии на 10% в 2015 году, хотя ранее планировалось, что тариф будет расти
гораздо меньшими темпами (4,8%).

Грузоотправителям, впрочем, и такое повышение кажется весьма значительным.
Неожиданным решением о росте тарифов оказались недовольны все: от нефтяников,
металлургов и угольщиков до производителей рыбы. В монополии, впрочем,
утверждают, что тарифная составляющая для большинства отраслей не столь велика.
Однако пересмотр решений по тарифам негативно сказывается на бизнес-планах
компаний.

При этом затраты на транспортировку продукции в будущем году возрастут,
возможно, больше, чем на 10% из-за роста ставок операторов на предоставление
вагонов.

Пересесть на автомобиль

Одним из следствий роста тарифов может стать переориентация части
грузоотправителей на автомобильный транспорт. Cреди плюсов автомобильных
перевозок транспорта участники рынка отмечают отсутствие необходимости
заблаговременно подавать заявки на перевозку (на железной дороге экспортные
перевозки приходится планировать заблаговременно за 45 суток). Кроме того,
автомобильный транспорт в большей степени ориентирован на относительно мелкие
партии груза, поэтому сроки доставки этих партий более прогнозируемы. Также на
автомобильном транспорте отсутствуют дополнительные сборы и расходы на охрану и
сопровождение отдельных видов грузов.

Однако и эти плюсы не станут панацеей: учитывая рост цен на бензин,
автомобильные перевозки также дорожают.

Кроме того, 15 ноября 2015 года по решению Госдумы будет введена плата с
грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых более 12 тонн, за
использование автодорог общего пользования федерального значения.

В результате стоимость автомобильных перевозок увеличится примерно на 5–8% в
зависимости от расстояния.