Швейцария перевернет представление о логистике

Географическое расположение Швейцарии и ее горный ландшафт давно стали
катализаторами развития масштабных и сложных инфраструктурных проектов. В 1882
году там был построен первый железнодорожный тоннель через Альпы длиной 15 км.
В 1913 году был открыт базисный тоннель Лётчберг, который теперь является
частью системы контрейлерных перевозок – грузовики отправляются по железной
дороге из Италии в Германию. В связи с ростом трафика Швейцария планирует
реализовать еще более невероятные проекты.

Строительство Готардского базисного тоннеля через Альпы должно полностью
завершиться уже этим летом. Данный проект, включающий в себя 151,8 км
железнодорожных линий и оценивающийся в $12,3 млрд, – самый глубокий и длинный
тоннель в мире. Ежегодно по нему будет перевозиться до 40 млн т грузов. Если
добавить к этому тоннель Ченери (39,8 км), строительство которого завершится в
2020 году, то Швейцария явно планирует стать лидером по прокладке подземной
инфраструктуры.

Страна действительно является логистическим и транзитным центром Европы. Но
Альпы создают здесь узкое место, и это проблема для растущих объемов.

В связи с этим был представлен новый мегапроект, который изменит всю
логистику. Концепция под названием «Груз под землей» представляет собой
подземную автономную транспортную систему. По специальным конвейерам в три ряда
двигаются грузы, которые помещены в специальные капсулы. Эти капсулы
разработаны с учетом размеров стандартных европалет. Каждая способна вместить
две палеты и доставить их в конечный пункт со скоростью 30 км/ч. При этом
перемещение товаров осуществляется 24 часа 7 дней в неделю.

То, что система не требует наличия машинистов, подразумевает отсутствие
необходимости в создании вентиляции – это значительно удешевляет ее
конструкцию. Грузы перемещаются в специальный логистический хаб, где уже
сортируются работниками.

Планируется, что система протянется от Женевского до Баденского озера с
ответвлениями до Люцерна, Базеля, Туна. Пока ведутся работы по конструкции
пилотного 70-километрового участка возле Цюриха. Его стоимость оценивается в
$3,6 млн, тесты намечены на 2028 год.

Проект полностью поддерживается экологами, поскольку такая система доставки
поможет уменьшить выбросы CO2 на 80% и снизить автотрафик на 40% к 2030 году.
Это особенно важно, так как, по оценкам экспертов, к 2030-му ожидается рост
объемов доставки на 45%.

По словам разработчиков, система выведет концепцию доставки к определенному
времени на новый уровень, потому что ее работа не будет зависеть от запретов на
движение по шоссе в определенное время, а также от погодных условий. Кроме
того, существует возможность организовать приоритетную доставку для ряда грузов
со скоростью до 60 км/ч.

Обычно все мегапроекты в Швейцарии реализуются с помощью государства. В
строительстве же данной системы заинтересован именно частный сектор. Основными
лоббистами являются группа Retail Switzerland, Swisscom, супермаркеты Migros и
Coop, а также национальный почтовый оператор. Все они хотят создать СП не
позднее конца 2017 года. Компании уже инициировали предварительный анализ
проекта и выяснили, что стоимость перевозки за 1 км по новому коридору
обойдется в $0,51 (сегодня стоимость равна $0,36). Но, по мнению экспертов, это
не делает коридор менее конкурентоспособным, так как перевозка в автоматическом
режиме позволяет экономить на содержании штата и обслуживании больших складов.
Полностью коридор окупится к 2036 году.

Как отметил специалист по связям с инвесторами компании-подрядчика Дэниэль
Винер, проект привлек внимание международных инвесторов – Google и Uber,
поэтому не исключено, что технология будет также продана и за рубеж.

«