Ставки на перевозку из Азии в Европу вновь рухнули

Индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в порты
северной Европы рухнули на 21% — до $746 за TEU (эквивалент 20-футового
контейнера), и по состоянию на конец прошлой недели ставки лишь на 10%
превышали уровень, предшествовавший коллапсу корейского перевозчика. На
средиземноморском направлении падение ставок составило 22,4%, и от 55% прироста
ставок по состоянию на середину сентября осталось лишь 20%.

Ставки на перевозки на оба побережья США пока держатся: по состоянию на 23
сентября средняя ставка на порты западного побережья США составила $1,73 тыс.
за FEU (40-футовый контейнер) по сравнению с $1,74 тыс. неделей ранее; на порты
восточного побережья — $2,43 тыс. за FEU (снижение на 0,4%).

Отраслевые аналитики прогнозировали в начале сентября, что резкий рост ставок,
обусловленный сокращением вместимости флота в связи с банкротством Hanjin,
продолжится. Однако эти прогнозы, очевидно, не оправдались. Тем временем, всего
за месяц спекулятивный рост ставок позволил перевозчикам заработать
дополнительно миллиард долларов.

Среднее за последние четыре недели увеличение ставки на трейде Азия — Северная
Европа составляет 30%, на Средиземное море — 24%, на порты Западного побережья
США — 51%, Восточного побережья — 45%.

По данным Drewry, объемы на этих четырех основных трейдах за первое полугодие
составили 7,2 млн TEU, 3,5 млн TEU, 8,8 млн TEU и 3,6 млн TEU соответственно.

Таким образом, в сегменте перевозок из Азии на порты северной Европы в грубом
приближении дополнительная выручка составила $250 млн (рассчитано как
произведение среднего показателя прироста ставки за четыре недели $210 за TEU и
среднемесячного показателя объема перевозок на основе данных за первое
полугодие на уровне 1,2 млн TEU). Аналогичный расчет для трейда Азия — порты
Средиземного моря дает цифру $78 млн, Азия — западное побережье — $430 млн,
Восточное побережье — $227 млн.