Украинский поезд до сих пор не может вернуться из Китая

Контейнерный поезд, запущенный украинскими властями по маршруту Ильичевск
(Одесса) — Китай в рамках проекта «Новый шелковый путь», до сих пор находится
на границе Казахстана с КНР из-за отсутствия клиентов. По мнению экспертов
этого следовало ожидать ввиду проблемы с обратной загрузкой.

На пограничный пункт Достык на границе Казахстана и КНР поезд прибыл еще 31
января. Там он находится в настоящее время, и его возвращение пока не
обсуждается. «Поезд не загружен товаром — нет клиентов на перевозку, поэтому
так и не вышел на обратный маршрут из Китая», — пояснили в исследовательском
центре логистической компании Zammler. Ранее глава «Укрзализныци» (Украинских
железных дорог) Александр Завгородний прогнозировал, что состав вернется на
Украину 15-17 марта.

Напомним, что 14 января в Грузию прибыл первый поезд «Нового шелкового пути».
В это же время к проекту присоединилась Украина.

Уже через день из Украины в Китай отправился демонстрационный поезд, состоящий
из 10 вагонов, которые частично были порожними, а частично загружены
металлической заготовкой для разгрузки в Грузии. Пустые вагоны было
запланировано загрузить товарами уже в Китае и доставить обратно поездом. 31
января поезд прибыл в пункт назначения — на станцию Достык на границе
Казахстана с КНР, где он находится по сей день.

Стоит отметить, что проблемы с возвращением данного поезда стали результатом
не только слабого бизнес плана, но и сложности и соответственно, дороговизны,
выбранного маршрута. Так, по расчетам исследовательского центра Zammler,
продолжительность маршрута составила 15 с половиной суток вместо анонсированных
11−12. «И это при благоприятных условиях, когда к движению поезда было
приковано внимание как в Украине, так и в странах Европы и Азии. Благодаря
подписанным ранее соглашениям поезд шел без таможенных проверок по единому
тарифу «от точки к точке», отмечают в Zammler.

Эксперты подчеркивают, что основные вопросы по маршруту возникли еще на этапах
подготовки проекта. «Узкими местами» называли возможное время доставки —
гораздо дольше, чем обычным путем через Россию, и нерегулярность рейсов, что не
дает возможность бизнесу планировать загрузку. Вопрос также вызвали два морских
этапа маршрута: через два моря поезд перевозят на паромах. Это четыре захода в
порты, заезд на паромы на специальном оборудовании, с которым связан ряд
вопросов, и высока вероятность неблагоприятных погодных условий на море: зимой
штормы чаще.

Кроме того, тестовый запуск поезда показал, что для коммерческого успеха
проекта необходимо решить вопрос цены доставки. Дело в том, что официально ПАО
«Укрзализныця» озвучило цену $ 5559 для сорокофутового контейнера — эта сумма
превышает стоимость автомобильной транзитной доставки через Россию в
полтора-два раза.