В современном мире, насыщенном всевозможными технологиями и вновь появляющимися новинками, многое кажется нам присущим именно нашему времени и сложно представить как обходились без того или иного в прежние времена
А между тем многие явления, кажущиеся нам модерновыми, имеют глубокие корни иногда даже существенно не изменившиеся со Средних веков или даже со времен античности. Если отказаться от мифологизации прошлого, то возникнет парадоксальная, но очевидная мысль, что и в те времена жили люди такие же как мы. Да, это были наши предки с примерно такими же как и у нас сейчас потребностями, интересами и желаниями: они тоже радовались жизни, обустраивали быт, растили детей, интересовались новостями, только узнавали их не по телевизору, а из разговоров на рынке, с соседями, с приезжими, копили не на автомобиль, а на хорошего коня… И картина вырисовывается весьма интересная. Проведем сравнение по одной из областей деятельности, например, доставка грузов между странами. Практически во все времена перевозка грузов существовала, имела важное значение для экономик и использовала для этого все существующие на тот момент технические возможности транспорта, перевалки и складирования. Самый давний транспорт — гужевой, в наше время заменился автомобильным и железнодорожным. Международные перевозки уже практически полностью механизированы и промышленные объемы грузов между странами доставляются механизированным транспортом. Но и сейчас упряжные повозки можно встретить в экономически отсталых районах или же в районах со сложными природными условиями. Так, до сих пор в джунглях Индии и Индокитая используют слонов, а циркумполярные народы по-прежнему ездят на оленях там, где вязнут вездеходы. Сохранились и многие прежние маршруты: также везут сырье из России, технику из Европы, а символ китайского экспорта — шелк, разросся в широчайший ассортимент товаров широкого потребления.
Мало изменились морские перевозки: за исключением тоннажа морских судов и явно возросшей механизации, не появилось почти ничего нового. Разумеется, вместо парусов появились двигатели внутреннего сгорания и турбины, но фактически процесс морской перевозки остался неизменен. Даже подъемные механизмы существовали — знаете, что такое»гак»? Это консоль для погрузо-разгрузочных работ, специально для этого и вынесенная за обводы корабля, который можно считать»с гаком»или без него. Единственное существенное новшество — контейнеры. Контейнерные перевозки возникли при значительном увеличении мирового грузооборота как способ унификации и упрощения перевозок. Конечно же, при погрузке легче обработать стандартный модуль, чем отдельные грузы в самой разнообразной упаковке. Последние лет 50 международные грузоперевозки все активнее задействуют контейнеры, благодаря чему, в свою очередь, ускоряются сами перевозки. Контейнеры упрощают обработку и сборных грузов. Сборные грузы существовали и в средние века — конечно же, караваны везли не один товар, например, по Великому Шелковому Пути из Китая поступал не только шелк, но и фарфор, и оружие и другие товары. В те времена перевозка грузов из такой далекой от Европы страны как Китай проходила в течение месяцев, а иногда и лет. Караваны проходили через крупнейший континент планеты, через разные государства и даже через полудикие и ненаселенные области. При пересечении каждой границы груз проходил таможенное оформление: таможенные пошлины составляли существенную часть государственного бюджета. Настолько существенную, что Персия строго ограничивала количество проходящих караванов: рост таможенных сборов усиливал соседнюю Византию, которая немедленно усиливала военное давление на персов.
Конечно же, весь Путь зависел от политической обстановки на всем его протяжении, но и сам являлся фактором межгосударственной политики. Кроме того, в то время шелковое белье являлось едва ли не единственным средством от паразитов и потому доставка грузов шелка влияла не только на торговлю и политику, но и на благосклонность римских матрон к своим мужьям. И кто знает, какие громкие события были вызваны или наоборот не произошли благодаря одной лишь шелковой рубашке.
В наше время китайский экспорт тоже является политическим аргументом, но доставку из Китая можно осуществить всего лишь за несколько часов. Изобретение самолета позволило уже через 30 лет после его появления организовать регулярные авиаперевозки между удаленными местами планеты. Таможенное дело усложнилось, появились новые специальности, например, таможенный брокер — такая специальность могла появиться только при достаточно больших объемах. Оформилась как наука сама отрасль знаний транспортная логистика. Но сама идея взимания платы за ввоз товара на территорию появилась почти вместе с торговлей. Собственно, и само слово»таможня»произошло от татарского»тамга»- метка, ярлык, свидетельствующий об уплате пошлины. Опять же вопреки мифологизированному мнению, татары привнесли много нового в культуры завоеванных ими народов: таможенное дело, литейное, ямская гоньба, многие элементы военной организации.