Идем на восток.

Точнее, едем. Рассказываем о том, что изменилось в автоперевозках между
Россией и Китаем с этого года. И почему это важно.

«От двери до двери» — по новому принципу могут ездить грузы из Китая в Россию
и обратно с 1 января 2019. Начало действовать соглашение, подписанное главами
транспортных министерств двух стран в июне прошлого года, во время визита
Владимира Путина в КНР.

До этого автомобильный грузооборот между Россией и Китаем регулировался
межправительственным соглашением от 1992 года. Движение было ограничено только
приграничной территорией, до 30 километров вглубь государств.

Но за прошедшие с тех пор годы в отношениях между странами произошло немало
перемен, которые в 2017 году подвели вплотную к обсуждению новых механизмов
взаимодействия. Проект нового соглашения Министерства транспорта КНР и РФ
согласовали к марту 2018, а в мае состоялся тестовый автопробег – по маршруту
Далянь (КНР) – Манчжурия (КНР) – Забайкальск (РФ) – Новосибирск (РФ). Его
организовали совместно Минтранс России, Роставтотранс и компания Глобалтрак.
Колонна грузового транспорта с овощами и фруктами выдвинулась в путь 18 мая
2018 года, преодолев 6 тысяч километров по 4 провинциям Китая и 6 регионам
России за 11 дней. Этот маршрут решили открыть для нерегулярного сообщения. При
этом выгрузку и погрузку разрешили в пунктах, расположенных на всём протяжении
дороги. До конца 2018 года все транспортные средства, которые предполагалось
использовать для перевозок между Россией и Китаем, должны были оборудовать
спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС и БЕЙДОУ.

Правда, на сегодняшний день, проверить данный маршрут, а также иные маршруты
(согласно соглашению ограничений по движению вглубь Китая нет) в рабочем режиме
еще не удалось, несмотря на то, что о завершении всех внутригосударственных
процедур, необходимых для вступления соглашения в силу, стороны сообщили еще в
сентябре. Возможно, пока роль играют праздники и каникулы, сперва российские,
теперь предстоящие китайские (по случаю Китайского Нового года), и мы услышим
новости о первых коммерческих рейсах по новой процедуре в середине февраля.

«Точное понимание, можем ли мы уже ехать вглубь Китая или нет появится на
днях, — комментирует Дмитрий Байборин, представитель участника тестового
автопробега Далянь-Новосибирск ООО «Лонгран Логистик», входящей в холдинг
GlobalTruck, — нас самих этот вопрос очень интересует, сейчас занимаемся
уточнением информации. Но пока китайское правительство еще не подписало все
необходимые документы, можем только до Маньчжурии доставить, там перегруз в
Китайскую машину».

Действительно, пока дальше Манчжурии вглубь Китая российские машины не
продвигаются, несмотря на то, что Далянь-Новосибирск – не единственный путь, то
есть в целом ограничений нет, подтвердил представитель ООО «ТРАСКО» Максим
Игнатов:

«Что касается представителей Китая – то они тоже могут передвигаться по
территории России. А вот проезжать транзитом в Европу – нет, так как У КНР нет
соответствующих подписанных соглашений с европейскими странами. При этом грузы
из Китая в Европу могут возить российские машины – у «ТРАСКО» такой опыт есть».

Но в первую очередь новый порядок грузоперевозок должен стимулировать торговлю
и увеличивать грузооборот именно между Китаем и Россией, а не Европой – путем
упрощения процедур и сокращения сроков доставки грузов. Эксперты говорят, что
объем его может вырасти в разы. Российским компаниям выдали свыше 80 тысяч
разрешений на двусторонние перевозки на 2019 год. Конечно, в сравнении с
европейскими странами, количество не впечатляет: там число разрешений, к
примеру, с Латвией или Литвой, исчисляется сотнями тысяч. Однако, уровень
фрахта, который будет сформирован на перевозках из Китая, пока непонятен и
будут ли востребованы даже выданные 80 тысяч разрешений в 2019 году сказать
сложно. При передвижении по территории Китая дальше границы отечественным
перевозчикам возможно будет сложно конкурировать с китайскими как минимум на
уровне доступности ресурсов (стоимости топлива, стоянок и т.д.).

В любом случае, хоть вопросов и предстоит решить немало, это перспективное
направление развития российско-китайской логистики, отметил председатель
правления международного логистического альянса ACEX Мирослав Золотарёв:

«По нашему мнению, объективно предстоит сделать еще немало, чтобы соглашение
начало работать и приносить пользу участникам рынка, к примеру, необходимо
обратить внимание на стоимость автоперевозок и возможности их субсидирования
для российских перевозчиков и/или экспортеров».

Действительно, генеральные грузы отправлять по железной дороге сейчас в 2 с
лишним раза дешевле, чем предлагается автотранспортом. То есть, в первом
приближении, автоперевозки будут выгодны для определенных категорий товаров, в
первую очередь скоропортящихся, которые требуют соблюдения температурного
режима, так как везти их железной дорогой дороже, а морем – значительно дольше.
Рентабельными маршруты вглубь Китая станут при наличии достаточного объема
экспорта из России для автоперевозки, который также необходимо поддерживать и
стимулировать, поскольку наличие экспортной составляющей оплаты пробега
автомашины позволит компенсировать общую ее круговую стоимость. Кроме этого,
необходимо обратить внимание на возможности пропускных пунктов на границе РФ и
КНР с российской стороны и обеспечить там более быстрое таможенное оформление
автотранспорта (перевозчики, работающие на данном направлении, отмечают, что
сейчас процедура занимает в среднем до 3 суток и если это время сократить до
одних суток, то стоимость перевозки можно было бы снизить на 15-20%, что
довольно существенно).

В любом случае, для воплощения соглашения в жизнь необходимы консультации
между как авторами соглашения, так и представителями бизнеса, и госорганами
двух стран. С китайской стороны также предстоит серьёзная работа – необходимо
изменить таможенные процедуры, привести их в соответствие подписанному
соглашению, в части как минимум, возможности производить выгрузку и таможенное
оформление товаров в Китае в любой точке маршрута, а не только на границе, как
это происходит сейчас, что само по себе нивелирует интерес и необходимость
российским перевозчикам ехать дальше погранперехода.

Тем не менее, обе страны готовы к сотрудничеству. И это главное. Будем ждать
новостей и информации после китайских праздников.